Очень часто от жильцов многоквартирных домов можно услышать жалобы о том, что управляющая компания не решает проблемы: подъезды без света, лифт не работает, дворники плохо метут дворы или убирают снег, а батареи в квартире холодные. Однако квитанции с немаленькими суммами за коммуналку все же продолжают приходить. Куда же жаловаться, если УК бездействует и не слышит проблем, выяснял корреспондент REGIONS.
Ольга Н. живет в Подольске, и вот уже несколько месяцев подвальное помещение их дома затапливает.
«После непродолжительного снега и резкой смены погоды с минуса и на плюс у нас начинается потоп в цокольном этаже. Иногда трубу прорывает, и вода просачивается в подвал. Но самое ужасное, что управляющей компании нет никакого дела до этой проблемы. Дозвониться к ним не получается, а все попытки вступить в диалог с сотрудниками заканчиваются безрезультатно», — рассказала Ольга.
Также не обошлось и без других проблем: в многоэтажном доме, где живет Ольга со своей семьей, часто ломается лифт, и приходится пешком подниматься на девятый этаж, что крайне тяжело.
«У меня, например, больные ноги, мне очень сложно подниматься на высокие этажи. И лифт для меня — это спасение и единственный способ добраться до собственного жилья. Но и в этом вопросе нам УК не хочет помогать», — пояснила она.
По словам юриста и председателя Жилищного союза Москвы и Подмосковья, специалиста по проблемам ТСЖ и ЖКХ Константина Крохина, ежедневно с аналогичными проблемами в сфере ЖКХ сталкиваются сотни людей.
«Если рассматривать конкретный случай с подтоплением подвала, то могу сказать следующее: сроки устранения данной проблемы зависят, конечно, от причины. Однако локализовать аварийную ситуацию, если, предположим, трубу прорвало где-то и в подвал хлещет вода, в УК обязаны в течение получаса, после того как жители МКД обратились и их заявку зарегистрировали», — рассказал он.
В то же время устранить неисправность УК обязана на следующий день. В тех случаях, когда на замену труб или деталей нужно время, представители компании должны уведомить об этом жильцов МКД.
«В случаях когда УК игнорирует требования собственников, то они вправе обратиться в Роспотребнадзор и Госжилинспекцию, которые обяжут УК оперативно решить эту проблему», — сообщил Крохин.
Ситуация с неисправным лифтом — тоже проблема, которую следует решать очень быстро.
«Когда ломается лифт, то достаточно тоже отправить заявку в управляющую компанию. Сотрудники компании обязаны сделать все, чтобы в течение суток устранить неисправность. В случаях серьезных поломок, когда нужно что-то починить или заменить, естественно, жильцам придется набраться терпения и подождать чуть больше. Но их о сроках ремонтных работ в лифте должны заблаговременно предупредить, а параллельно УК обязана сделать перерасчет оплаты за пользование лифтом», — отметил юрист.
Как сообщил эксперт, многие жители многоэтажных домов даже не знают элементарных требований к работе УК.
«Например, у УК есть 30 дней на устранение каких-то глобальных проблем, связанных с выходом из строя техники, которая является частью общедомового имущества. На более мелкие и отдельно взятые запросы компания ответит оперативнее. Если ответ УК не устраивает или сотрудники бездействуют, следует писать в вышестоящие инстанции — жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или на портал «Добродел», — подчеркнул Крохин.
Договор управления МКД, как правило, составляется в письменной форме жильцами дома и представителями УК, пояснил спикер.
«Сначала проект обсуждается и согласовывается членами совета МКД и управляющей компанией. Потом наступает этап ознакомления с проектом собственников дома, в этот период договор дополняется пожеланиями и требованиями жильцов и формируется окончательный вариант текста договора. После проводятся общие собрания собственников по утверждению условий договора управления. На них устанавливаются сроки действия договора, обязанности и права сторон, решается вопрос с тем, какой будет порядок оплаты услуг», — продолжил Крохин.
Конечно, можно также подписывать индивидуальный договор, в который могут вписываться дополнительные пожелания с обеих сторон. Его также подписывают представитель УК и член совета МКД.
Согласно российскому законодательству, жильцы имеют полное право ограничить или добавить обязанности управляющей компании по договору управления многоквартирным домом.
«Когда жильцы хотят изменить условия договора, они проводят общее собрание с участием сотрудников УК. Любые изменения и дополнения к договору управления оформляются дополнительным соглашением. После чего УК обязуется выполнять новые требования. Если организация начнет противиться этому, то собственники могут обратиться в суд, и уже по решению суда вторую сторону обяжут учесть нововведения, предлагаемые жильцами», — сказал спикер.
Если же граждане и вовсе хотят расторгнуть договор с управляющей организацией, в этом случае схема тоже стандартная: проводят общее собрание собственников МКД, на котором решение должно быть одобрено подавляющим числом голосов. Потом в УК и в органы государственного жилищного надзора следует направить уведомление с соответствующим решением.
Крохин также указал причины, которые часто становятся поводом для расторжения договора в одностороннем порядке.
«Это может быть коллективное решение жителей многоквартирного дома, если они самостоятельно выбрали эту компанию. Подобное решение допустимо, когда завершилось действие старого договора о сотрудничестве. В случаях, когда у УК не продлена или аннулирована лицензия на предоставление коммунальных услуг, тоже можно в одностороннем порядке расторгнуть договор», — сказал Крохин.
Как заметил спикер, альтернативой управляющим компаниям является товарищество собственников жилья (ТСЖ). Это некоммерческая организация, которая состоит из жильцов конкретной МКД.
«Главная задача лиц, которые входят в ТСЖ, — управлять общим имуществом дома, курировать вопрос с подачей коммунальных ресурсов и следить за техническим состоянием и сохранностью инфраструктуры жилого объекта. Именно ТСЖ определяет размер тарифов на содержание и ремонт МКД или выбирает, кто будет подрядчиком», — сказал спикер.
Переход с управляющей компании (УК) на товарищество собственников жилья (ТСЖ) — весьма затратный и сложный процесс с юридической точки зрения.
«В целом УК и ТСЖ равнозначны. Но чтобы сделать такой переход, нужно создать юрлицо, организовать бухгалтерию и наладить бюрократический процесс. Жильцам придется научиться составлять отчеты для Минюста и ГИС ЖКХ (Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства. — Прим. ред.)», — пояснил Крохин.
Среди преимуществ перехода из УК в ТСЖ эксперт выделил возможность контролировать расход средств и влиять на формирование тарифов на услуги ЖКХ.