Российские киносети в первом квартале 2025 года продали самое низкое количество билетов за последние три года. По данным Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино, за январь–март в кинотеатрах побывало лишь 39,3 млн зрителей. Абсолютный антирекорд посещаемости с 2014 года российские кинотеатры продемонстрировали в начале 2022-го. Тогда с января по март после массовой отмены в России премьер голливудских фильмов в кино побывало чуть более 34 млн зрителей.
REGIONS попросил экспертов прокомментировать ситуацию на отечественном кинорынке.
«Пока ничто не предвещает возврата к топовым показателям допандемийных 2017–2019 годов, когда кинотеатры посещало более 200 миллионов человек в год. В 2023 году в кинозалы пришло чуть более 125 миллионов человек, что больше 2022 года, но все еще значительно меньше 2019-го. Это естественные процессы миграции аудитории из офлайна в онлайн, которые не остановить, в лучшем случае можно замедлить», — говорит основатель и руководитель компании Ratpack Production Николай Акопов.
Он отмечает, что после 2022 года, с уходом американских и европейских мейджеров, ситуация для офлайн кинотеатров усугубилась. При этом кассовые сборы с 2022 года растут. Это может показаться парадоксальным, но есть причина — не в растущем количестве зрителей, а в подорожании билетов, поясняет эксперт.
По словам Акопова, количество выходящих в прокат российских фильмов растет, но полностью заполнить нишу ушедших и доминировавших до 2022 года зарубежных картин невозможно. Даже при полной загрузке отечественные киностудии не способны произвести аналогичное количество проектов.
«Самые яркие и громкие премьеры планируются на ударные новогодние каникулы — традиционно самая горячая и денежная пора как для производственных студий, так и для кинотеатров. Январь как в текущем, так и в прошлом году показывал достаточно неплохие показатели по сборам. Но уже с февраля обеспечивать аналогичную планку по кассе просто не из чего. Отсюда и практически вынужденный неофициальный прокат не доехавших до нас западных релизов», — говорит эксперт.
После 2022 года имеющийся «задел» идей и готовых сценариев был реализован быстро сориентировавшимися российскими продюсерами в течение двух лет, продолжает Акопов и отмечает, что сегодня российская киноиндустрия столкнулась с кризисом идей, а на восстановление посещаемости потребуется еще как минимум 3–5 лет.
«Хотя пандемия уже давно отступила, многие зрители, возможно, изменили свои привычки и предпочитают смотреть фильмы дома. Удобство и доступность онлайн-кинотеатров стали серьезным фактором конкуренции для традиционных кинотеатров. К тому же многие зрители могут предпочитать зарубежные блокбастеры, особенно если у них есть доступ к фильмам, которые они не могут увидеть в российских кинотеатрах», — говорит старший преподаватель кафедры «Цифровая экономика, управление и бизнес-технологии» МТУСИ Галина Платунина.
Еще одним фактором, повлиявшим на показатели посещаемости кинотеатров, Платунина считает экономическую нестабильность и рост цен, которые могут подтолкнуть граждан к сокращению расходов на развлечения. Кроме того, по мнению эксперта, продолжают набирать популярность онлайн-кинотеатры, предлагающие широкий выбор контента и комфорт домашнего просмотра.
«Отечественное кинопроизводство в последние годы сконцентрировано на фильмах для детей и исторических драмах. Мейнстрим — боевики, фантастика — которые привлекают гораздо большую аудиторию, наш кинематограф игнорирует. Столь значительное падение посещаемости кинотеатров — комплексная проблема. Это началось не сейчас, а стало следствием многолетней стагнации российской киноиндустрии», — говорит REGIONS эксперт Владислав Ермолаев.
По его словам, новая отечественная кинопродукция — это либо сиквелы («Манюня», «Последний богатырь»), либо ремейки и переиздания классики («Волшебник изумрудного города», «Летучий корабль»). Посмотрев такой фильм, зритель понимает, что и в следующий раз его ждет то, что он уже видел, полагает эксперт, из-за чего интерес к новинкам снижается. Ермолаев отмечает при этом, что «сарафанное радио» остается важным элементом маркетинга, что также негативно влияет на показатели посещаемости.
Отсутствие громких премьер и маркетинговых акций Ермолаев считает одним из факторов, также приводящих к снижению посещаемости. Успешным релизам, таким, как «Викинг» или «Чебурашка», привлекшим большую аудиторию, продолжает эксперт, предшествовали масштабные рекламные кампании, благодаря которым премьеры становились для зрителей настоящим событием и не оставались без внимания публики.
Как сообщал REGIONS, актера из подмосковного Реутова Юру Борисова, получившего номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Анора», надеются увидеть на 47-м Московском международном фестивале (ММКФ). Об этом заявил программный директор фестиваля Иван Кудрявцев, по словам которого, не обязательно играть в фильмах, участвующих в конкурсной программе, чтобы прийти на Московский кинофестиваль и поддержать коллег.