После решения Верховного суда граждане России получили право добиваться компенсации морального вреда за нежелательные рекламные звонки, сообщает РИА Новости. Как пояснил юрист Ярослав Остапенко, правовая позиция суда стала важным прецедентом и ориентиром как для простых граждан, так и для рекламодателей. В числе ключевых оснований для подачи иска — отсутствие согласия на звонки, игнорирование официального требования прекратить их, а также доказанный моральный дискомфорт из-за назойливого общения.
Юрист напомнил, что право на неприкосновенность частной жизни закреплено в статье 150 Гражданского кодекса РФ. Более того, в соответствии со статьей 1064 ГК, ответственность рекламодателя предполагается по умолчанию, если он не сможет доказать обратное. Чтобы добиться компенсации, заявителю потребуется собрать доказательства: детализацию вызовов, аудиозаписи, скриншоты, а также продемонстрировать факт направления письменного отказа от рекламного общения и описать его последствия для психоэмоционального состояния.
Интерес вызывает и возможность обращения в суд из-за частых звонков от бывших партнеров или знакомых. Однако, как уточнил Остапенко, в таких случаях правоприменительная практика гораздо строже. Если звонки совершаются не с коммерческими целями, а от частных лиц, они не нарушают закон, пока не содержат угроз, шантажа или иных противоправных элементов. Только при наличии подобных признаков есть основания для обращения в полицию. При этом доказательная база также необходима — аудиозаписи, скриншоты переписки, детализация вызовов.
Ранее сообщалось, что в Подмосковье начался прием заявок на награждение знаком «За защиту прав человека».