Выбор города
Введите название вашего города или выберите из списка:
  • Главная страница
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королев
  • Котельники
  • Красногорск
  • Краснознаменск
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Лотошино
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серебряные Пруды
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Шаховская
  • Щелково
  • Электросталь

Ваш город ?

Ваш город ?

Православие и католичество: вероучительные и обрядовые различия

Православие и католичество — в чем разница: кресты, праздники, обычаи и вера
В воскресенье, 20 апреля, произойдет достаточно редкое событие: православные и католики в один день отметят главный христианский праздник — Пасху. Многие видят в календарном совпадении, которое случается лишь в 30% случаев, глубокий символический смысл и задумываются о духовном состоянии мира. Каковы главные различия православия и католичества — в материале REGIONS.

Православие и католичество: вероучительные и обрядовые различия

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
Автор: Елена Ткаленко
18 апреля в 07:31

В мире существует около 20 тыс. верований христианского толка. Основными из них считаются православие и католицизм. И православные, и католики верят в Христа, крестятся, ходят в церковь, празднуют Рождество и Пасху. И в то же время между этими двумя религиями есть существенные различия. Как рассказал корреспонденту REGIONS эксперт по философии и религиоведению, публицист и общественный деятель Виктор Аксючиц, заключаются они не только в символике, церковных обрядах, но — и это самое главное — в догматической части, то есть в основах веры.

Вера одна, церкви — разные

Христианская церковь была едина, а все христиане были единомышленниками по вере до середины III века после Рождения Христа. Постепенно церковь начала делиться по основным направлениям своего продвижения — на западную и восточную. В христианские обряды в том числе включались элементы местных культур.

Официальной датой Великого раскола считается 1054 год. Как отметил Аксючиц в беседе с корреспондентом REGIONS, он был вызван глубокими богословскими разногласиями: с течением времени в христианстве многое поменялось, появились разночтения, которых не было у первых христиан.

В основе раскола лежал вопрос о папской власти, заметил эксперт. Западная церковь с центром в Риме утверждала верховенство Папы. Этот догмат сохраняется до сих пор.

Фото: TASS/EPA/MASSIMO PERCOSSI
Фото: TASS/EPA/MASSIMO PERCOSSI

«Папа обладает над всей католической церковью высшей властью по вопросам управления, веры и нравственности. Папа провозглашает догматы веры наравне со Вселенским Собором, что утверждено догматом о непогрешимости (безошибочности) Папы, провозглашенном на Первом Ватиканском соборе в 1870 году. По существу собор католической Церкви как одной из христианских конфессий не только присвоил полномочия Вселенского Собора, но и не полномочно делегировал их Папе. Неограниченная концентрация религиозной и светской власти являлась механизмом экспансии католицизма. Степень эффективности такого рода миссионерства можно оценивать тем фактом, что половина христиан в мире не является католиками. При всем разнообразии некатолических деноминаций они отличаются от папства тем, что более доверяются не власти силы, а силе веры», — процитировал Аксючиц отрывок из своей новой книги «Цивилизационная катастрофа, или Преображение», которая вышла в свет на днях.

Религия и характер народа

Эксперт также отметил, что религия определяет культуру, жизненный уклад, характер народа. Западноевропейское христианство, подчеркнул он, ориентирует человека на культ деятельности, на социальный успех, на внешнюю экспансию, на господство над природой.

«Католичество ориентировано на всеобщее, вселенское (греч. katholikos — всеобщий, вселенский) распространение христианства, все народы должны подчиниться наследнику первоапостола Петра — папе римскому. Католики убеждены, что они должны обратить и переделать человечество, используя все допустимые мирские средства. Это — установка на религиозную экспансию», — сказал он.

Православие же утверждает, подчеркнул Аксючиц, подлинно христианское Благовестие о Боге, мире и человеке.

«Это установка на сохранение чистоты Предания, древних источников веры, на охранение от чуждых привнесений, искажений. Православные искренне считают, что призваны сохранить унаследованную от Святых Отцов Церкви правую веру, они знают, как истинно — право (правильно и правдиво) славить Бога. Православное мировоззрение нацелено на спасение человека и преображение мироздания, оно не агрессивно, не разделяет людей на избранных и отверженных. Западная христианская цивилизация более динамична, открыта, но и нетерпима, православная — более созерцательна, углублена, терпима, но и менее исторически активна», — пояснил богослов.

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Аксючиц заметил, что русское православие воспитывает созерцательность и духовность, способность любви к Богу и к людям.

«Еще Макс Вебер писал о том, что западная ментальность характеризуется преобладанием целе-рационального поведения, в котором главное — результат действия. В православном же жизнеощущении преобладает ценностно-рациональная установка, в которой действия человека оцениваются в соответствии с правильной линией поведения — не по конкретному результату, а в соответствии с традиционными религиозными, этическими, эстетическими и общественными ценностями», — сказал REGIONS эксперт.

Он считает, что восстановление утраченного единства возможно только в том случае, если все христиане вернутся к тем основам церковной жизни, которые были в апостольские времена. Именно эти основы бережно хранятся в православной Церкви.

«Кто является главой Церкви?» — ответ на этот вопрос считается одним из основных вероучительных различий между православием и католичеством. Аксючиц отметил, что в православии признается единый глава Церкви — Иисус Христос. В католичестве же Церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, ее видимый глава папа Римский.

Еще одно существенное различие касается учения о Боге — Святой Троице. Католическая церковь соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Православная же церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца, сказал эксперт.

Разные кресты и крестные знамения

Символом веры для всех христиан является крест. У католиков он четырехконечный, у православных — шести или восьмиконечный, с дополнительной нижней перекладиной. Различается и изображение Христа на распятии. На православном кресте Иисус спокойный и величественный, нет натуралистических следов Его страданий. Такое изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, духа над телом. На католическом же кресте Христос изображен с ранами и кровью, в терновом венце. А вот слова на табличке на крестах одинаковые. Отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский».

Фото: istockphoto.com
Фото: istockphoto.com

Очевидны различия и в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо. При этом католики крестятся пятью пальцами в знак ран на теле Иисуса Христа — две на руках, две на ногах, одна от копья. В православии же принято троеперстие: три пальца сложены вместе — символика Троицы, два пальца прижаты к ладони, что означает две природы Христа — божественную и человеческую.

Символы Пасхи

Аксючиц добавил, что различие между православием и католичеством заключается и в акцентировании христианских праздников.

«В западном христианстве главным праздником является Рождество Христово, в православии — Воскресение Господне — Пасха. Для западных христиан главная религиозная истина — в рождении Бога, в сошествии Его на землю. В этом акцентируется тот факт, что Бог уподобился человеку, потому что человек уже достоин этого, — в религиозном воззрении доминирует самоутверждение индивидуального „я“. Для православных важно, что Господь сошел для того, чтобы принять крестные муки за человечество и, смертию смерть поправ, воскреснуть. И для человечества через Крест — Воскресение, через смерть — Рождение. Доминанта православного миросозерцания: Бог призывает человека к богоуподоблению. Ибо, как говорили отцы Церкви, „Бог воплотился для того, чтобы человек обожился“, „Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом“», — сказал эксперт.

Фото: istockphoto.com
Фото: istockphoto.com

Праздник Светлого Христово Воскресение у православных не обходится без кулича, творожной пасхи и крашеных яиц. При этом чаще всего верующие по традиции красят яйца в красный цвет, символизирующий кровь Иисуса Христа и одновременно — великую радость Воскресения.

Католики тоже красят яйца, но в основном в цвета пастельных оттенков, а зачастую просто покупают пластиковые эквиваленты в качестве украшения. Вместо кулича и творожной пасхи на праздничном столе верующих — сладкие булочки или «колоски» с корицей, фруктовый торт. А один из самых известных символов католической Пасхи — пасхальный заяц. По поверью он приносит шоколадные яйца и сладости. Родители прячут сюрпризы в доме или в саду, а дети ищут их и складывают в корзины.

Традиции празднования Пасхи разные, но самое главное, что объединяет в этот день всех христиан, отметил Аксючиц, — надежда на спасение в вечности.

Подписывайтесь на нас!

Читайте больше крутых историй и новостей в наших социальных сетях.