Законопроект о профилактике школьной травли в начале этой недели прошел нулевое чтение в Общественной палате РФ. По словам одного из его соавторов, депутата Яны Лантратовой, законопроект рамочный и ляжет в основу других законопроектов, направленных на предотвращение буллинга — явления, эпидемия которого в последние годы широко распространяется в российских школах.
В случае принятия законопроекта школы должны будут создавать службы медиации, которые займутся предупреждением конфликтов между учениками. Такие службы могут быть созданы и при региональных центрах психологической и социальной помощи. Они будут предупреждать не только травлю, под которой подразумевается умышленное причинение вреда путем насилия и издевательств, но и «противоправное» и «антиобщественное» поведение школьников.
«Важно, что в законопроекте есть понятие травли и расписаны роли ее участников. Сейчас этих определений в законодательстве нет. Все это позволит привлекать агрессоров к ответственности, особенно в случаях, не связанных с материальным или физическим вредом. Мне бы лично хотелось еще предусмотреть на законодательном уровне рычаги воздействия на родителей, которые не слышат рекомендации школы о необходимости консультации психолога, медиков или даже прохождения ребенком психолого-медико-педагогической комиссии», — сказала REGIONS уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.
По ее словам, в некоторых случаях коррекция девиантного поведения возможна только с помощью узких специалистов, на работу с которыми необходимо согласие родителей. Ничего нельзя сделать, если родитель отказывается помогать своему ребенку, отмечает Мишонова, в остальном все инструменты работы с конфликтами в школе уже есть, «просто не все, к сожалению, ими пользуются». Министерство образования и науки рекомендовало школам создавать собственные службы медиации еще более десяти лет назад.
Законопроект о профилактике школьной травли предусматривает, что борьбой с буллингом займутся и органы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. О выявленных случаях травли и их организаторах школы должны будут сообщать в комиссии по делам несовершеннолетних и в полицию.
«Школьный буллинг — страшное явление, которое может сломать жизнь ребенка, привести к трагедии. Наша общая задача — увидеть проблему, выявить причины и приложить максимум усилий для разрешения таких ситуаций, гармонизации взаимоотношений детей. Самое главное — комплексное участие всех сторон — школы, семьи и уполномоченных органов, своевременное информирование о проблеме, а не утаивание и закрывание глаз», — говорит председатель комитета Московской областной Думы по образованию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике Линара Самединова.
По ее словам, запущенный в этом году в подмосковных школах проект с размещением QR-кодов и детский телефон доверия — новые меры для защиты детей. Депутат считает необходимым законодательное закрепление норм о профилактике травли и соответствующей ответственности, в первую очередь за бездействие компетентных специалистов и руководителей. При любом «непонимании» намерений ребенка, его поведения, при неэффективности проводимой с ним работы, информацией о ребенке «зоны риска», подвергаемого травле, должны быть проинформированы правоохранительные органы, уверена Самединова.
«Этот законопроект, как мне кажется, направлен не на борьбу с причинами девиантного поведения школьников, а с его следствием. Детская жестокость произрастает из семейных проблем. Закон жизни гласит: ребенок — зеркало домашних взаимоотношений. Ненависть родителей по отношению ко всему, что плохо и не исправляется, неумение объяснить ребенку житейские истины влияет на ребенка и приводит к крушению семьи и любви в его глазах», — говорит REGIONS адвокат Евгений Корнев.
По его мнению, актуальная версия законопроекта не предусматривает инструментов влияния на родителей, что значительно затрудняет решение проблемы, а возможно, даже ее усугубляет — ребенок попадает под перекрестный огонь. Кроме того, по мнению юриста, необходим системный подход и определение первопричины проявления жестокости, в том числе с учетом психологического портрета детей, на которых направлена агрессия.
Как показывают разного рода наблюдения, дети, которые осведомлены не только о наличии закона, но и о факте ответственности за его нарушение, даже на уровне инстинкта самосохранения начинают зачастую более серьезно подходить к своим действиям. И здесь важно показать невозможность избежать наказания в случае нарушения, говорит психолог Кирилл Хмарский.
По его словам, в России очень многие дети растут в условиях, нарушающих «многие законы многих кодексов», и в этой атмосфере «царит полное отторжение соблюдения законов как таковых», поэтому есть риск, что наказание за буллинг только усугубит ненависть детей к законной среде.
«Предполагает ли этот законопроект работу с жертвой? Будут ли ему оказаны помощь и поддержка? Причем не только в школе, но и за ее пределами? Здесь нужна комплексная работа психолога, родителей и в первую очередь учителя. Он гарант безопасности, соблюдения правил и договоренностей в классе. Учтено ли это в законопроекте?» — задается вопросом психолог Юрий Ильев.
Он считает наиболее эффективными не меры запрета и наказания, а меры профилактики. При этом, по мнению психолога, ответственность за создание безопасной, поддерживающей атмосферы в классе лежит на учителе, который должен пристально следить за обстановкой в классе и вмешиваться в конфликты между учениками на ранних стадиях с напоминанием о правилах поведения и требованиях к отношениям с другими учениками.
Как сообщал REGIONS со ссылкой на Министерство экономики и финансов Московской области, в Подмосковье подведены итоги реализации нацпроекта «Образование» в 2024 году. Одним из ключевых направлений работы стало строительство новых образовательных учреждений. В 2024 году в Подмосковье было введено в эксплуатацию 29 новых школ, рассчитанных на более чем 28 тыс. учеников. Всего за шесть лет построено 166 школ, способных принять свыше 122 тыс. учащихся.