Выбор города
Введите название вашего города или выберите из списка:
  • Главная страница
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королев
  • Котельники
  • Красногорск
  • Краснознаменск
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Лотошино
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серебряные Пруды
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Шаховская
  • Щелково
  • Электросталь

Ваш город ?

Ваш город ?

Профилактика буллинга в Подмосковье: какие меры существуют и смогут ли они положить конец травле в школах

Депутаты Госдумы предлагают внести поправки в законы об образовании и о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, чтобы положить конец школьной травле. Ответственность за буллинг ужесточат, а школы для его предотвращения обяжут вести профилактическую работу с учениками. REGIONS выяснил, что должно измениться в подмосковных школах в случае принятия этого законопроекта.

Профилактика буллинга в Подмосковье: какие меры существуют и смогут ли они положить конец травле в школах

Фото: freepik.com
Автор: Николай Сергеев
Вчера в 16:33

Законопроект о профилактике школьной травли в начале этой недели прошел нулевое чтение в Общественной палате РФ. По словам одного из его соавторов, депутата Яны Лантратовой, законопроект рамочный и ляжет в основу других законопроектов, направленных на предотвращение буллинга — явления, эпидемия которого в последние годы широко распространяется в российских школах.

Школьная медиация

В случае принятия законопроекта школы должны будут создавать службы медиации, которые займутся предупреждением конфликтов между учениками. Такие службы могут быть созданы и при региональных центрах психологической и социальной помощи. Они будут предупреждать не только травлю, под которой подразумевается умышленное причинение вреда путем насилия и издевательств, но и «противоправное» и «антиобщественное» поведение школьников.

«Важно, что в законопроекте есть понятие травли и расписаны роли ее участников. Сейчас этих определений в законодательстве нет. Все это позволит привлекать агрессоров к ответственности, особенно в случаях, не связанных с материальным или физическим вредом. Мне бы лично хотелось еще предусмотреть на законодательном уровне рычаги воздействия на родителей, которые не слышат рекомендации школы о необходимости консультации психолога, медиков или даже прохождения ребенком психолого-медико-педагогической комиссии», — сказала REGIONS уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.

По ее словам, в некоторых случаях коррекция девиантного поведения возможна только с помощью узких специалистов, на работу с которыми необходимо согласие родителей. Ничего нельзя сделать, если родитель отказывается помогать своему ребенку, отмечает Мишонова, в остальном все инструменты работы с конфликтами в школе уже есть, «просто не все, к сожалению, ими пользуются». Министерство образования и науки рекомендовало школам создавать собственные службы медиации еще более десяти лет назад.

Законопроект о профилактике школьной травли предусматривает, что борьбой с буллингом займутся и органы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. О выявленных случаях травли и их организаторах школы должны будут сообщать в комиссии по делам несовершеннолетних и в полицию.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

«Школьный буллинг — страшное явление, которое может сломать жизнь ребенка, привести к трагедии. Наша общая задача — увидеть проблему, выявить причины и приложить максимум усилий для разрешения таких ситуаций, гармонизации взаимоотношений детей. Самое главное — комплексное участие всех сторон — школы, семьи и уполномоченных органов, своевременное информирование о проблеме, а не утаивание и закрывание глаз», — говорит председатель комитета Московской областной Думы по образованию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике Линара Самединова.

По ее словам, запущенный в этом году в подмосковных школах проект с размещением QR-кодов и детский телефон доверия — новые меры для защиты детей. Депутат считает необходимым законодательное закрепление норм о профилактике травли и соответствующей ответственности, в первую очередь за бездействие компетентных специалистов и руководителей. При любом «непонимании» намерений ребенка, его поведения, при неэффективности проводимой с ним работы, информацией о ребенке «зоны риска», подвергаемого травле, должны быть проинформированы правоохранительные органы, уверена Самединова.

Причины и следствия

«Этот законопроект, как мне кажется, направлен не на борьбу с причинами девиантного поведения школьников, а с его следствием. Детская жестокость произрастает из семейных проблем. Закон жизни гласит: ребенок — зеркало домашних взаимоотношений. Ненависть родителей по отношению ко всему, что плохо и не исправляется, неумение объяснить ребенку житейские истины влияет на ребенка и приводит к крушению семьи и любви в его глазах», — говорит REGIONS адвокат Евгений Корнев.

По его мнению, актуальная версия законопроекта не предусматривает инструментов влияния на родителей, что значительно затрудняет решение проблемы, а возможно, даже ее усугубляет — ребенок попадает под перекрестный огонь. Кроме того, по мнению юриста, необходим системный подход и определение первопричины проявления жестокости, в том числе с учетом психологического портрета детей, на которых направлена агрессия.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Как показывают разного рода наблюдения, дети, которые осведомлены не только о наличии закона, но и о факте ответственности за его нарушение, даже на уровне инстинкта самосохранения начинают зачастую более серьезно подходить к своим действиям. И здесь важно показать невозможность избежать наказания в случае нарушения, говорит психолог Кирилл Хмарский.

По его словам, в России очень многие дети растут в условиях, нарушающих «многие законы многих кодексов», и в этой атмосфере «царит полное отторжение соблюдения законов как таковых», поэтому есть риск, что наказание за буллинг только усугубит ненависть детей к законной среде.

«Предполагает ли этот законопроект работу с жертвой? Будут ли ему оказаны помощь и поддержка? Причем не только в школе, но и за ее пределами? Здесь нужна комплексная работа психолога, родителей и в первую очередь учителя. Он гарант безопасности, соблюдения правил и договоренностей в классе. Учтено ли это в законопроекте?» — задается вопросом психолог Юрий Ильев.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Он считает наиболее эффективными не меры запрета и наказания, а меры профилактики. При этом, по мнению психолога, ответственность за создание безопасной, поддерживающей атмосферы в классе лежит на учителе, который должен пристально следить за обстановкой в классе и вмешиваться в конфликты между учениками на ранних стадиях с напоминанием о правилах поведения и требованиях к отношениям с другими учениками.

Как сообщал REGIONS со ссылкой на Министерство экономики и финансов Московской области, в Подмосковье подведены итоги реализации нацпроекта «Образование» в 2024 году. Одним из ключевых направлений работы стало строительство новых образовательных учреждений. В 2024 году в Подмосковье было введено в эксплуатацию 29 новых школ, рассчитанных на более чем 28 тыс. учеников. Всего за шесть лет построено 166 школ, способных принять свыше 122 тыс. учащихся.

Подписывайтесь на нас!

Читайте больше крутых историй и новостей в наших социальных сетях.