25 марта 2025 года в первом чтении Государственная дума приняла поправки к Федеральному закону «О рекламе». Поправки вводят новые санкции, касающиеся рекламы на запрещенных платформах, включая соцсети Instagram* и Facebook*. Корреспондент REGIONS узнала у юриста Елены Рудаковой подробности нового закона.
Юрист Рудакова пояснила, что нововведения направлены на защиту информационной безопасности страны. Она подчеркнула, что наказание ждет не только компании, но и физических лиц, распространяющих рекламу на запрещенных ресурсах.
«Речь в законопроекте идет обо всех информационных ресурсах, принадлежащих иностранным компаниям, признанным нежелательными или экстремистскими организациями в России. За рекламу на запрещенных ресурсах будут штрафовать рекламодателей и пользователей, от имени которых размещена реклама», — объяснила эксперт.
По словам юриста, размер штрафа зависит от статуса нарушителя:
1. Физические лица (блогеры, пользователи соцсетей и ИП-предприниматели) — ₽2500 за каждый факт нарушения.
2. Должностные лица — до ₽20 000 за каждый факт нарушения.
3. Юридические лица (рекламодатели-компании и так далее) — до ₽500 000 за каждый факт нарушения.
Поправки затронут тех, кто рекламирует товары и услуги на зарубежных платформах, признанных экстремистскими или нежелательными в России. Это значит, что физические лица и индивидуальные предприниматели окажутся в зоне риска. Если бизнес заказал у блогера в запрещенных соцсетях рекламу, за это несут ответственность обе стороны.
Под действие закона попадают все формы рекламы:
С 1 сентября 2025 года закон будет распространяться на всей территории России, независимо от места проживания физического лица.
Нарушения будут выявлять уполномоченные органы, среди них — Роскомнадзор, органы МВД и прокуратуры.
Публикации в запрещенных соцсетях без рекламы и наличие аккаунта не запрещены и не наказываются.
По словам юриста, лучший способ обезопасить себя — отказаться от размещения рекламной информации на запрещенных ресурсах.
Чтобы избежать штрафов за размещение рекламы на запрещенных платформах, нужно провести аудит соцсетей на предмет отсутствия ссылок на сайт или товар, промокодов, призывов к покупке, интеграций с блогерами и бартерных упоминаний. Удалить рекламный контент — это касается и прямой, и скрытой рекламы, в том числе старых сторис, упоминаний и постов без явного призыва, но с продвижением продукта. Перенести рекламу на разрешенные Роскомнадзором платформы.
Ранее REGIONS писал о том, какие штрафы можно получить за сбор краснокнижных трав и ягод.
* Принадлежат Meta**, которая признана в РФ экстремистской и запрещена.
**Meta признана экстремистской организацией и запрещена в России.