Губернатор пояснил в своем телеграм-канале, что «тревожные» QR-коды позволят ученикам оперативно реагировать на эпизоды насилия и создавать безопасную школьную среду. При этом уполномоченный по правам ребенка Московской области будет лично получать все подобные обращения, заботиться о детях и защищать их.
«Считаю, что это может стать прорывом в профилактике не только школьной травли и кибербуллинга, но и любых проявлений насилия, в том числе домогательства. Ребята подчас не доверяют взрослым. К сожалению, часто родители и педагоги узнают о случившемся последними. Поэтому QR-код может стать мостом между детьми и взрослыми», — пояснила REGIONS уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.
По ее словам, уже создана рабочая группа, в которой отрабатывается функционал системы быстрой реакции на травлю. Разработчики системы предлагают предусмотреть разные опции, которые дадут ребенку возможность выбора действия: сделать звонок, поговорить с психологом, сообщить в полицию и так далее.
«Информация, конечно же, будет поступать ко мне в аппарат, но, кроме того, и в управление образования на местах, в Министерство образования Подмосковья и комиссию по делам несовершеннолетних. Сейчас важно продумать все нюансы», — подчеркнула детский омбудсмен.
Она также отметила, что губернатор Подмосковья всегда лично откликается на любую беду, особенно когда она коснулась ребенка.
«За восемь лет моей работы на своем посту многократно это наблюдала и очень благодарна за эту чуткость. Очень надеюсь, что идея нашего губернатора после апробации в Подмосковье может стать действенным решением профилактики травли во всей стране», — заключила Ксения Мишонова.
Как рассказал REGIONS основатель Международного института психосоматического здоровья, психотерапевт, клинический психолог Сергей Мартынов, обычно буллинг осуществляется группой, обладающей определенной властью и силой, которая стремится подтвердить свой доминирующий социальный статус авторитета. Как правило, используют методы жестокого психологического и физического воздействия — избиения, унижения, оскорбления, эмоциональная травля, шантаж и сталкерство. Это непродуктивный способ завоевать лидерскую роль в коллективе, и причиной такого поведения становится прошлый социальный или культурный опыт агрессора (он видел пример, сам был жертвой буллинга в семье или в коллективе).
Чаще всего травля направлена на одного человека, который не в состоянии защитить себя и оказать сопротивление обидчикам.
«Жертвой буллинга нередко становится неуверенный в себе подросток или тот, кто выделяется чем-то особенным — «белая ворона». Такие дети более уязвимы и поддаются влиянию окружающих, что делает их легкой мишенью для агрессоров. Но бывает и напротив, жертвой буллинга становится другой подросток с лидерскими качествами, который не подчиняется их власти или оспаривает их первенство», — отметил психолог.
По его мнению, проблема буллинга происходит не во всех учебных заведениях, а в основном там, где руководители недостаточно жестко пресекают мелкие нарушения дисциплины в учебном коллективе либо остаются безучастны к сигналам о проявлении жестокости по отношению между подростками, которые в дальнейшем перерастают в травлю и систематические издевательства. Причем со временем жестокость в таких группах возрастает, если ее вовремя не пресечь.
«Последствия буллинга могут быть крайне негативными: жертвы часто страдают от депрессии и хронической тревожности. Нередко сами жертвы в будущем сами становятся агрессорами, попадая в новый коллектив. Проблема буллинга требует психологического внимания, чтобы вовремя предотвратить ее разрушительные последствия», — отметил Сергей Мартынов.
Прежде всего, задача выявления и подавления агрессивного поведения лежит на социальных педагогах, учителях и психологах. Им следует очень внимательно отслеживать даже мелкие проявления буллинга, травли, жесткого обращения детей друг с другом и пресекать их. В таком случае жертвы чувствуют себя защищенными, а у агрессоров пропадает ощущение безнаказанности, из-за которого и происходит нарастание агрессивных проявлений, уверен эксперт.
«Если ваш ребенок стал жертвой систематического буллинга, то стоит обратиться не только к руководству учебного заведения, но и в правоохранительные органы, чтобы предотвратить трагические последствия. Родителям нужно скорректировать поведение ребенка, попавшего под напор буллинга — донести до него, что он не виноват в случившемся», — советует психолог.
По его словам, предотвратить буллинг в школе возможно, только выстраивая при помощи учителей и директора такую среду, в которой заслужить внимание и уважение ребенок может лишь в случае, если он сделал интеллектуальное усилие, например, получил 1-е место в олимпиаде или сделал крутой проект в классе по теме. Или социальное продуктивное дело: поставил спектакль в школе, организовал волонтерскую акцию, занимался развитием соцсетей школы, помогал младшим и т. п. Для этого администрации необходимо создать возможности для продуктивного проявления учащихся, поручая «ярким» и активным ребятам разные проекты в школе.
Некоторые эксперты полагают, что охладить пыл задирам отчасти поможет федеральная мера по введению в школьные аттестаты оценок за поведение. С такой инициативой вышли депутаты Госдумы РФ еще в июле этого года. На днях этот вопрос обсуждался на заседании Совета по правам человека с Владимиром Путиным. Президент признался, что не знал об отсутствии этой оценки, и отметил, что в случае возвращения она должна быть равноценна с другими.
С этим согласны в Минпросвещении: как и любой оценке, ей необходимы соответствующие критерии. Следует проработать то, как она будет выставляться и кто ее будет определять, например, это будет учитель или классный руководитель. В ведомстве добавили, что предложение могут внести в разрабатываемую Стратегию развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года.
В случае введения в школах оценок за поведение они будут идти в аттестат и влиять напрямую на поступление в вузы и другие учебные заведения.