Самая крупная сумма, которую жители Подмосковья переводили в 2024 году мошенникам, превысила 20 млн руб., сообщили аналитики. Так, пенсионер из Мытищ за 18 дней перечислил злоумышленникам не менее 23 млн руб. До этого самым крупным хищением стала сумма в 13,2 млн руб., которую житель Королева перевел аферистам. Отныне таких инцидентов должно стать меньше.
Российские банки теперь более тщательно отслеживают любые транзакции граждан, предупреждают их о рисках при переводе или обналичивании крупной суммы, а в некоторых случаях даже возвращают переведенные аферистам деньги за свой счет.
Соответствующая мера была разработана в целях борьбы с телефонными мошенниками и законодательно закреплена в поправках к ФЗ № 161 «О национальной платежной системе».
При этом системы с приостановкой операций на подозрительные счета, которая уже введена в ряде банков, позволила предотвратить до 10 тыс. мошеннических переводов на территории Московской области.
По словам финансового аналитика Юрия Юденкова, система работает следующим образом: банки анализируют счет, на который клиент собирается отправить деньги, и ищут его в базе данных, которые замешаны в подозрительных финансовых операциях.
«Например, если счет окажется дропперским, то есть принадлежащим лицу, который был уже замешан в мошеннических действиях, то операцию заблокируют», — рассказал Юденков.
Более того, у Центробанка есть специальное подразделение, которое собирает все данные финансовых организаций, в которых клиенты сталкивались с мошенниками.
«Известно, что в эту базу включено не менее 10 тыс. счетов. Чтобы сократить количество потенциально опасных счетов, которые могут принадлежать аферистам, банки сейчас активно обмениваются данными не только с ЦБ, но получают информацию о лице, которому клиент отправляет средства через мобильных операторов и МВД», — уточнил финансист.
Если выяснится, что счет и мобильные данные фигурировали в мошеннических схемах, то операцию по переводу средств заморозят.
Следовательно, банк приостановит перевод денег на двое суток в случае, если клиент решит перевести средства на счет из списка дропперов. При этом банк обязан предупредить клиента о приостановке операции, также представители финорганизации должны разъяснить, как действовать далее, если перевод осуществляется не мошеннику, а близкому, который оказался случайно в некой базе, куда попал по чистой случайности.
Банк возобновит операцию лишь спустя двое суток. Предполагается, что за этот период человек одумается и решит, отправлять средства или нет, уточнил спикер.
Затем клиент может попросить о повторной операции по переводу средств, банк же, в свою очередь, обязан запросить у клиента подтверждения его добровольного согласия. Финорганизация имеет право заблокировать операцию еще на двое суток, если даже клиент повторно одобрил решение о переводе, но при этом получатель денег или его счет фигурирует в дропперских базах.
Если же и после двух дней клиент настаивает на переводе, но в итоге средства оказываются у мошенников, то с кредитной организации в этом случае ответственность снимается, поскольку сотрудники предупреждали о рисках и решение о переводе клиент принял самостоятельно.
В свою очередь юрист Дмитрий Кваша рассказал, как можно вернуть средства клиентам, которые оказались жертвами мошенников. При этом он уточнил, что схема работает лишь в особых случаях.
«Если финорганизация не предупредила клиента о возможных рисках, не приостановила операцию на двое суток и средства оказались у мошенников, то банк обязан возместить ущерб», — сказал Кваша.
Деньги вернут и в том случае, если клиента не уведомили о том, что операция может проводиться без его одобрения. Возмещение средств предполагается и в случае, если в банке перевели средства по предлагаемому счету после того, как клиент уведомил об утечке личных данных или утере карты.
К операциям, которые проводятся без согласия клиента, относят случаи, когда одобрение было получено в результате обмана. Также выделяют классификацию признаков, которые характерны для сомнительных переводов: средства направляются на счет лица, данные которого числятся в дропперских списках; перевод совершается на устройство, которое ранее применялось для мошеннических действий; банк также может смутить сумма перевода, время отправки и частота переводов на конкретный счет; если накануне денежных переводов клиенту поступало много звонков или он до визита в банк длительное время общался с кем-то по телефону.
Как уточнил эксперт, возврат средств клиента, деньги которого по вине банка оказались у мошенников, возвращаются в течение 30 дней, если операция проводилась на территории РФ, если перевод международный, то придется подождать еще 30 дней. Но для возмещения средств клиент должен подать соответствующее заявление в банке.
Единственная сложность, по словам юриста, заключается в том, что мошенники тоже не сидят сложа руки. Они будут каждый раз менять счета для переводов, усложняя банкам работу по выявлению потенциально опасных счетов, заключил эксперт.