Во многих аэропортах России в связи с атакой БПЛА некоторые рейсы задерживаются или переносятся. На 8 июля 2025 года ситуация с вылетом постепенно восстанавливается, но многие туристы до сих пор ждут замены рейсов в других городах. REGIONS узнал, какие положены компенсации для тех, чьи рейсы были отменены или перенесены.
Серьезные ограничения на полеты периодически вводятся по всей территории РФ. Так, в течение двух последних дней на фоне введения ограничений в воздушном пространстве авиакомпании отменили сотни рейсов, а более тысячи были задержаны. В итоге нарушилось транспортное сообщение между крупнейшими городами страны.
В целом же с 5 июля по 7 июля авиакомпании по всей РФ отменили свыше 400 рейсов, на запасные аэродромы ушли более 80 рейсов, было задержано на вылет и прилет почти 2 тысячи рейсов.
В связи с тем, что ситуация с перелетами была сложной в период с 5 по 7 июля, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), к вечеру 5 июля все билеты на поезда из Санкт-Петербурга в российскую столицу были распроданы. Так многие граждане начали скупать жд-билеты, чтобы уехать домой и не дожидаться перенесенного рейса.
По словам юриста Дмитрия Никитина, сегодня вопросы с отменой и переносом вылетов курирует в том числе и Роспотребнадзор.
«Ведомство открыло горячую линию, которая призвана помочь пассажирам защитить свои права при задержке, отмене и переносе авиарейсов. Можно позвонить по номеру 8 800 555 49 43, и там сообщат, как поменять билет, как вернуть денежные средства и есть вероятность получить моральную компенсацию,» — сказал Никитин.
По словам Никитина, чтобы хоть как-то себя обезопасить себя, лучше всего выбирать рейсы, которые осуществляются в утренние или дневные часы.
«Кто знаком со статистикой, тот заметил, что преимущественно атака дронами происходит в ночные часы. Следовательно, лучше не брать рейсы в позднее время. Как же квалифицируется отмена рейса или задержка, вызванная атакой дронов? Это считается форс-мажорным обстоятельством, и в этом случае авиакомпания, у которой пассажир приобрел билет, не освобождается от каких-либо обязанностей по обслуживанию,» — продолжил эксперт.
Когда отменяется рейс или задерживается по причине форс-мажора, по словам спикера. Нужно незамедлительно обращаться к перевозчику и просить у них письменного подтверждения об отмене или задержке рейса.
«Могут выдать специальную справку или поставить печать на посадочном талоне. Оба эти варианта являются основанием для того, чтобы впоследствии потребовать какую-либо компенсацию,» — подчеркнул юрист.
Более того, если пассажирам приходится более двух часов сидеть в ожидании своего рейса, то компания-перевозчик обязана организовать им условия.
«Если вам приходится ждать свой рейс более двух часов, то авиакомпания обязана организовать вам подачу прохладительных напитков, доступ в Сеть, чтобы связаться с родными через электронную почту или телефон. Семьям с детьми должны предоставить комнату для матери и ребенка, а всем пассажирам организовать места для хранение багажа. В случаях, когда задержка рейса перевалила за 4 часа ожидания, представитель перевозчика должен обеспечить ожидающих горячим питанием. Если через 6 часов рейс не осуществится, то пассажиров обязаны вновь накормить, а спустя 8 часов авиакомпания обязана предоставить места размещения и трансфер до гостиницы», — сообщил спикер.
Что касается компенсации, то возврат денежных средств за неиспользованный билет сейчас предоставляют даже тем, у кого невозвратный тариф.
«Если деньги за неиспользованный билет вам вернут, то особо рассчитывать на компенсацию в виде выплаты штрафа в связи с задержкой рейса или возмещения убытков, которые случились в связи с пропуском транзитного рейса, особо не приходится , так как это форс-мажор. Если, например, удалось доказать, что задержка произошла не по вине дронов, а сама авиакомпания нарушила расписание, в этом случае удастся взыскать компенсацию морального вреда, но придется обращаться в суд и предоставлять доказательства,» — подметил эксперт.
Никитин призвал пользоваться поездами пока продолжается спецоперация либо передвигаться на собственном транспорте.
В случаях, когда российский турист оказался за границей и рейс задерживается по разным причинам, то порядок действий следующий: для получения компенсации, как заметил спикер, следует подать письменную претензию авиакомпании.
«К этой претензии вы прикладываете также копии своих билетов, посадочного талона с отметкой о задержке, а также расходные чеки. Если вы собирались на мероприятие или форум, а задержка рейса стала препятствием для посещения, то нужно приложить и эти подтверждения», — сказал Никитин.
Но для начала нужно обратиться в аэропорту страны, в которой пассажир оказался, к представительству авиакомпании, у которой был куплен билет.
«Если вылет задерживается более чем на 5 часов, то пассажиру обязаны полностью вернуть деньги. Также у туриста есть право на горячую пищу, напитки. Отель и трансфер, доступ к электронной почте и телефону», — продолжил собеседник издания.
При денежной компенсации будет рассчитываться не только время ожидания, но и дальность полета.