Комитет Госдумы рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект об увеличении штрафов за навязывание дополнительных товаров и услуг. Для юридических лиц они могут вырасти до ₽1 млн, сообщают «Известия».
Законопроект предполагает резкое увеличение санкций за включение в договор не согласованных клиентом услуг. Сейчас такие действия часто фиксируются в автосалонах, страховых и банках. «Финансовые организации при выдаче кредитов навязывают страховку, автосалоны — дополнительные опции, маскируя их под обязательные условия получения скидки», — пояснил профессор Финансового университета Александр Сафонов.
Центробанк неоднократно обращал внимание на проблему, но выгода компаний пока превышает возможные штрафы. По мнению Сафонова, ужесточение санкций способно изменить баланс: «Санкции должны быть такими, чтобы нарушать было невыгодно. Но кроме штрафов стоит рассмотреть создание открытых рейтингов нарушителей и даже — при систематичности — лишение лицензий».
Доцент РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили напомнила, что с 1 сентября 2025 года в законе «О защите прав потребителей» вступят в силу изменения, запрещающие автоматическое проставление согласия на услуги. Сейчас потребитель может отказаться от навязанных опций и потребовать возврат средств — продавец обязан вернуть деньги в течение трёх рабочих дней после получения требования. Основной путь защиты — обращение в суд с возможностью взыскания компенсации и штрафа в размере 50% от суммы иска.
Однако доказать навязывание непросто. «Согласие часто оформляется формально, сам факт навязывания сложно зафиксировать», — отметил эксперт «Народного фронта» Роман Чикун. Он предлагает ввести автоматическое расторжение навязанных договоров по заявлению потребителя, расширить проверки и персонализировать ответственность — вплоть до запрета работы в отрасли за систематические нарушения.
Профессор РАНХиГС Игорь Качалов отметил, что навязывание особенно распространено в медицине, автосервисах и маркетинге. «Многие услуги формально полезны, но фактически не нужны. А отличить одно от другого неспециалисту сложно». Он советует сравнивать предложения минимум от трёх компаний и выбирать проверенные бренды с хорошей репутацией.
Ранее сообщалось, что юрист дал пошаговую инструкцию для борьбы с микрозаймами, оформленными мошенниками.