Информацию об уникальной акции — продаже техники со скидкой 99% житель Подмосковья нашел в одном из маркетплейсов. Один MacBook Pro предлагали приобрести по цене 360 руб. вместо 369 тыс. Мужчина заказал и оплатил сразу три гаджета. Однако покупка не была доставлена. Магазин отменил заказ, сославшись на то, что это был маркетинговый ход, чтобы привлечь внимание.
После этого покупатель обратился в Раменский суд, который признал сделку правомерной и обязал продавца вернуть молодому человеку товар по обозначенной цене. Таким образом, житель Подмосковья стал обладателем трех флагманских девайсов, сэкономив больше миллиона рублей.
Такой пример, по мнению экспертов, с которыми пообщался корреспондент REGIONS, является достаточно редким и, скорее, исключением из правил.
Так, например, житель Балашихи Алексей заказал наушники на маркетплейсе. Товар пришел, вот только при распаковке оказалось, что это подделка.
«Хотел сделать подарок дочери на день рождения. Приметил оригинальные наушники Apple AirPods Pro 2 на маркетплейсе. Отзывы были хорошие, продавец везде пишет, что оригинал. Заказал, заплатив 25 тыс. руб. Когда коробочка пришла, решил ее не распаковывать, чтобы пломба была на месте, подумал, пусть дочь сама на празднике откроет. Но на следующий день все-таки решил проверить. Сначала возникла проблема с пломбой: зеленая стрелочка оторвалась, а пломба осталась на месте. Когда кое-как ее оторвал, увидел клей, видимо, такие «пломбы» ставят в подвалах какие-то дельцы. Кейс от наушников тоже был сделан ужасно: с щелями с двух сторон, со следами клея. Проверили качество звучания — и все стало ясно», — рассказал Алексей.
Покупатель уверен, что вместо дорогостоящей техники он получил подделку. После этого он решил сдать товар, чтобы вернуть свои деньги.
«Настроение испорчено, деньги ушли, а подарка для дочери нет. В маркетплейсе мне ответили, что рассмотрят заявку в течение 10 дней. Что там вообще рассматривать? Даже дураку понятно, что это «паленка», — возмущается житель Подмосковья.
Спустя положенное время мужчине отказали в возврате товара, сославшись на то, что наушники — это технически сложные товары, которые не подлежат возврату.
Жительнице Химок Татьяне тоже, по ее мнению, пришла подделка. Речь идет о косметике.
«Пару лет назад из свободной продажи исчезли мои любимые духи. А я уже привыкла пользоваться именно любимыми марками. Заказала тональный крем и духи на маркетплейсе. Отдала 15 тыс. за все, особенно дорогими были духи. Когда дома стала рассматривать покупки, то сразу поняла, что-то не так», — вспоминает Татьяна.
—
По словам покупательницы, у нее дома была точно такая же коробка и флакон от старых духов. Новая коробочка от старой значительно отличалась по цвету. То же самое было и с тональным кремом.
«Я брызнула духи на руку и сразу поняла, что это не оригинал. Ужасный запах спирта, смешанный с валерьянкой и одеколоном и чем-то цветочным. Что-то мерзкое и непонятное. Тональный крем тоже удивил, совершенно разные оттенки, хотя я покупала тот же самый крем с тем же номером оттенка, что и у старого крема. Консистенция слишком жидкая, крем утекает с лица, как вода. Как можно так людей обманывать? Причем пишут везде, что оригинал, да и цена, как у оригинала», — отмечает Татьяна.
Девушка также оформила возврат товара и теперь опасается покупать косметику через онлайн-продажи.
Жители Подольска нередко сталкиваются с обманом и в супермаркетах при покупке обычных продуктов.
«Закупился в магазине, купил продукты на неделю. Дома посмотрел чек и узнал, что я, оказывается, купил груши сорта «Конференция». Но у меня нет в пакете никаких груш. Посмотрел по чеку, оказалось, вместо картошки мне пробили груши», — рассказал местный житель Дмитрий.
Бывает, что лишние товары пробивают в чек и без всякой подмены.
«Купил продукты в супермаркете, дома увидел в чеке глазированные сырки две штуки, которые я не брал. Неделю назад мне пробили лишний пакет молока. Когда начинаешь выяснять, тут же возвращают деньги на карту, но приходится какое-то время ждать администратора, старшего кассира. Понятно, что нет ни желания, ни времени этим заниматься каждый раз. Сколько можно так обманывать людей? Мне кажется, многие и не смотрят чеки, тогда на людях, получается, не хило так наживаются», — уверен житель Подольска Константин.
Еще один способ обмана — организация разного рода акций. Зачастую объявление о скидке рекламируют снаружи магазина, а по факту оказывается, что товар продается по старой цене, рассказывают жители Подмосковья.
Еще одна популярная уловка магазинов — продажа под видом акций просроченных продуктов.
«По акции купила недорогую колбасу и сосиски. Вечером у меня и мужа заболел живот. Только потом начала разглядывать продукты, оказалось, что и колбаса, и сосиски просрочены! Как так можно делать, они ж буквально травят людей! А если кто-то попадет в больницу?» — возмущается жительница Балашихи Евгения.
Евгения также столкнулась с тем, что акции в магазине порой бывают лишь «нарисованными» на ценниках.
«К товарам по акции прикрепляют специальные ценники, где указывается небольшая сумма. А в чеке оказывается, что цена совсем другая, обычная. Так мне «по акции» пытались продать шампунь, торт, гель для душа», — призналась Евгения.
Роспотребнадзор — главный надзорный орган в сфере защиты прав потребителей.
В случае с офлайн-покупками Роспотребнадзор считает, что ценник в торговом зале должен совпадать с суммой в чеке. Если это не так, то магазин обязан продать товар по заявленной цене.
Также в ведомстве высказались по поводу онлайн-покупок. В Роспотребнадзоре считают, что после выдачи покупателю чека об оплате продавец не вправе расторгнуть договор купли-продажи по своей инициативе.
«Более того, если заказ совершен через интернет, продавец обязан передать потребителю заказанный товар, даже если он еще не оплачен», — пишет ведомство.
Если произошел технический сбой, маркетплейс или продавец могут обратиться в суд, чтобы расторгнуть договор купли-продажи.
«Если товар заказан на условиях специальной акции, то продавец должен исполнить такой договор. При этом особо подчеркиваем, что факт оплаты товара не играет существенной роли — само по себе важно то обстоятельство, что потребитель отреагировал на публичное предложение продавца», — разъясняет ведомство.
Отдельно в ведомстве уточнили про акционные товары, отметив, что если потребитель заказал товар на условиях специальной акции, то продавец должен исполнить договор независимо от того, оплачен заказ или нет.
Адвокат Подмосковной коллегии адвокатов Даниил Лунев сообщил, что на данный момент судебная практика по похожим однозначная, как бы ни пытались хитрить магазины и маркетплейсы.
«Чаще всего с отказом предоставить товар по заявленной цене сталкиваются покупатели маркетплейсов. Последние в судах доказывают, что они не интернет-магазин, а всего лишь информационная площадка, поэтому договор оферты в их случае неприменим, так как речь идет о пользовательском соглашении, в котором, конечно, прописывается право маркетплейса в одностороннем порядке расторгнуть документ», — рассказывает Лунев
Несмотря на это, адвокат уверен, что причины, по которым на сайте и в чеке цены не совпадают — не проблема покупателя.
«У Верховного суда позиция однозначная: как только покупатель оплатил заказ — сделка состоялась, и продавец обязан предоставить товар по цене, указанной в чеке», — уточняет юрист.
Правозащитник отметил, что, если покупателю отказали в предоставлении товара или пытаются навязать другую цену, не нужно соглашаться.
«Если вы видите, что стоимость товара очень привлекательная, слишком низкая, зафиксируйте стоимость товара — сфотографируйте или сделайте скриншот. Если магазин пытается изменить стоимость или пробил товар по другой цене — попросите поменять цену в чеке. Если сотрудники не соглашаются — подайте жалобу в Роспотребнадзор. Это можно сделать онлайн», — рассказывает Лунев.
По его словам, заявление пишется в свободной форме, где максимально подробно описывается ситуация. К нему же необходимо прикрепить фотодоказательства.
«После этого отправьте досудебную претензию в магазин. Однако нужно быть готовым, что придется судиться», — заключил Лунев.
Адвокат Александр Почуев согласился с коллегой, посоветовав жителям Подмосковья быть более осмотрительными при покупках.
«Нужно внимательно изучить сам товар, условия продажи и гарантии, ну и, конечно же, репутацию продавца. В случае возникновения конфликта нужно зафиксировать его обстоятельства, в том числе сохранить чеки, сделать фотографии и написать заявления в администрацию предприятия. Если вы получили отказ, то вправе обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор», — говорит правозащитник.
Адвокат также отметил, что все предложения маркетплейсов, которые делаются продавцами в отношении неопределенного круга потребителей, считаются публичной офертой, то есть должны быть проданы по сумме на ценнике.