Явным признаком того, что ребенка подвергают травле в школе, является резкая смена поведения. Подростка перестают интересовать даже увлечения, которые ему приносили ранее удовольствие. Такое мнение в разговоре с корреспондентом REGIONS выразил психотерапевт и психолог Евгений Фомин.
«Как себя ведет ребенок, который подвержен травле? Он становится замкнутым, социально неактивным, малообщительным, часто запирается в комнате. Если он раньше всегда делился с родителями школьными историями, то теперь из него и слов не достать. Подросток перестает дружить с одноклассниками, тем более если обидчики находятся именно в его классе», — уточнил эксперт.
Другими признаками того, что подросток вне дома сталкивается с негативом, могут быть истерики, которые он закатывает перед тем, как отправиться в школу. Он всячески попытается намекнуть, что ему там плохо и не нравится.
«Из школы он будет возвращаться домой подозрительно рано или, напротив, подозрительно поздно. В первом случае — это желание поскорее уйти из ненавистного места, а во втором — дождаться, пока все обидчики покинут школьные стены, и спокойно уйти», — подчеркнул Фомин.
Повышенная тревожность — дополнительный индикатор, который отображает поведенческие перемены ребенка. Даже во внеурочное время, когда подросток отправится с родителями на прогулку, он будет постоянно оглядываться и присматриваться к каждому прохожему, боясь, что столкнется с обидчиками на улице.
Сверстники, которые позволяют себе токсичное поведение в отношении жертвы буллинга, нередко отбирают у него предметы личного пользования.
«Вы можете обнаружить, что у вашего чада пропал какой-то элемент гардероба — любимая толстовка или футболка, например. Позже выясняется, что он кому-то и телефон свой отдал, ребенку не хватает денег, которые выделялись ему на карманные расходы», — продолжил спикер.
На любые вопросы подросток будет уверять, что он просто часто покупает друзьям в школьной столовой сладости или хочет помочь тем, у кого нет смартфона, как у него. Отговорки, по словам спикера, последуют вполне убедительные, но все это тоже должно насторожить.
Естественно, находясь в депрессивном состоянии и размышляя над тем, почему негативное отношение окружающих свалилось именно на него, у подростка попросту не будет сил и энергии думать еще и об учебе.
«Душевные и моральные переживания, которые ребенок проживает из-за токсичности одноклассников, напрочь отбивают любое желание учиться. Более того, он в принципе перестает погружаться в учебу, уходит в себя и не может собраться с мыслями, чтобы выучить даже строчку из стиха или формулу, которая ему понадобится для решения математической задачи», — добавил эксперт.
Внимание ребенка в этот период сконцентрировано именно на проблеме, связанной с оскорблениями, которые адресуются в отношении него сверстниками.
Внимательный родитель сразу поймет по всем перечисленным тревожным звоночкам, что проблема не только в учебе, но и в чем-то другом, а дальше попытается разобраться, в чем именно. При этом подросток напрямую постесняется сказать, что он стал жертвой травли в школе. И об этом стоит помнить, подчеркнул Фомин.
«У многих детей такое их уязвимое состояние ничего, кроме чувства стыда, не вызывает. Если вы знаете, что ваш ребенок не способен поделиться таким откровением, ваша задача следующая: в доброжелательной форме попросить его довериться вам как самому близкому другу и рассказать все как есть», — сказал эксперт.
Если подросток отказывается идти на контакт именно с родителем, можно попросить кого-то из близкого окружения, кто является для ребенка авторитетом, пообщаться с ним на эту болезненную тему.
«Ни в коем случае не оскорбляйте ребенка, если он не в состоянии дать отпор обидчикам. Не становитесь для него еще одним источником оскорблений, потому что в данной ситуации именно в родителях или взрослых, обладающих авторитетом в их глазах, подросток пытается увидеть островок спасения. Так станьте этим островком спасения не на словах, а на деле, окажите поддержку, если не получается построить диалог, то попытайтесь сходить к детскому психологу, проведите беседу с классным руководителем, с родителями обидчиков. Сделайте все возможное, чтобы создать в школе для ребенка безопасную среду», — заметил специалист.
Если все попытки буду тщетными, есть смысл поменять место учебы и подобрать класс с более доброжелательными учащимися и педагогическим коллективом, заключил психотерапевт.