
Внезапная резкость, беспричинная грубость или вспышка злости со стороны другого человека могут выбить из колеи и испортить настроение. Однако за таким поведением редко стоит просто «плохой характер». Чаще это сигнал о внутренних проблемах, с которыми человек не справляется. Понимание этих причин помогает не принимать агрессию на свой счет и сохранять душевное равновесие, рассказала REGIONS психолог Елена Морганюк.
«Злость и грубость — это часто способ коммуникации, которым человек пытается решить какую-то свою внутреннюю задачу. Это его проблема, а не ваша вина», — объясняет Елена Морганюк.
Один из самых частых поводов для внезапной грубости — нежелание признавать свою вину или оплошность. Агрессия становится защитным механизмом, который отвлекает внимание от реальной проблемы.
«Когда человек кричит на коллегу за невыполненную задачу, он может таким образом скрывать тот факт, что сам выдал нереальные сроки или не предоставил нужные ресурсы. Злость здесь дает ложное ощущение контроля над ситуацией и снимает внутренний дискомфорт от осознания собственной ошибки», — комментирует психолог.
Практический совет: Столкнувшись с такой агрессией, нужно задать себе внутренний вопрос: «Может, эта злость направлена не на меня, а на его собственную неудачу?».
Это помогает эмоционально отстраниться.
Иногда грубость — это неуклюжая попытка получить какую-то информацию, внимание или подтверждение. Человек просто не умеет или боится попросить об этом прямо.
«Например, родственник может язвительно комментировать ваш образ жизни. За этим может стоять не осуждение, а тревога за вас или желание быть более вовлеченным в ваши дела. Грубость здесь — это крик о помощи, замаскированный под нападение», — отмечает Елена Морганюк.
Практический совет: Вместо ответной атаки нужно задать уточняющий вопрос: «Я чувствую, что тебя что-то беспокоит. Можешь сказать, что именно?». Часто это снимает напряжение.
Агрессивное поведение может быть инструментом подавления и контроля. Когда один человек кричит или грубит, он автоматически снижает энергию и уверенность другого, заставляя его замолчать или подчиниться.
«Классический пример — начальник, который срывается на подчиненных. После таких вспышек команда перестает предлагать идеи и начинает бояться проявлять инициативу. Это создает иллюзию власти у агрессора, но разрушает рабочий процесс», — поясняет психолог.
«Ваша главная задача — не изменить грубого человека, а сохранить свои нервы и самооценку. Ваше спокойствие — это ваша крепость», — подчеркивает Елена Морганюк.
Чтобы самому не скатываться в агрессию, важно развивать эмоциональный интеллект. Ключевые шаги:
«Внутреннее равновесие — лучшая прививка от грубости. Когда вы в ладах с собой, вас гораздо сложнее вывести из себя, и вы не используете агрессию как способ решить свои проблемы», — резюмирует психолог.
Таким образом, злость и грубость со стороны окружающих — это не приговор, а повод включить осознанность.
В материале REGIONS также читайте о состоянии тревоги и дискомфорта, которое возникает у людей при отсутствии доступа к смартфону, и как это становится предметом изучения специалистов.