
Начать следует с того, что в этом году воцерковленным мирянам достаточно сильно повезло — Петров пост продлится всего 12 дней, в то время как максимальная его длина может доходить до 42 суток, то есть без малого полутора месяцев.
Причина этого в церковном календаре и его правилах: в нем зафиксирована лишь дата окончания поста (12 июля), а вот начало зависит от дат православной Пасхи и Троицы (которая, как известно, всегда празднуется на 50-й день после Светлого Воскресения).
Но даже и 12 дней — это сильное испытание в том случае, если ваш отпуск длится неделю или две. Только представьте: вы приехали куда-нибудь к морю, и вокруг вас запахи шашлыка и свежей выпечки, фрукты и ягоды, дети просят мороженого, лимонада и сладкой ваты... Да и развлечений хочется — а ведь пост есть время ограничений, молитвы и размышлений о духовном. Так как же быть?
Ну во-первых, сами церковные правила предоставляют небольшую лазейку — согласно уставу РПЦ, путешествующие, как и дети, могут не поститься, это не запрещено. Конечно, если есть возможность соблюдать пост (неважно, какой — Петров, Великий, Рождественский или любой другой), это делать нужно, но если ее нет или вы не хотите жертвовать радостью отпуска, то церковный устав вам в помощь.
«Есть люди, которые так устроены, что они где угодно будут соблюдать пост, потому что просто не могут иначе. Им в пост кусок в горло не полезет, если этот кусок скоромный. А есть люди, которые не могут находиться где-то на отдыхе и все время думать, что вот это можно, а вот это нельзя. Это просто отравит им весь отдых. <...> Не все от нас зависит. В том числе и график отпусков, и путевки в санаторий и многое другое», — говорит протоиерей Игорь Гагарин.
Во-вторых, в отличие от того же, к примеру, Великого поста, Петров пост менее строг — во все дни, кроме среды и пятницы, миряне могут есть рыбу и морепродукты (это связано с тем, что святой Петр был покровителем моряков и рыбаков). Но тем не менее, соблюдать ограничения в рационе в отпуске все равно не хочется. И особенно сложно объяснить это ребенку, для которого летний отдых после школы — это время радости, веселья и гедонизма, а не ограничений и поста. Понимают это и православные священники.
«Если дети отдыхают в санатории, в отеле, где много всего вкусного, нужно искать разумный компромисс, не запрещая все подряд, в чем-то ребеночка ограничивая. Пусть он, например, лишнюю конфету не съест. <...> Пусть ребенок будет бодрым, веселым, получает радость от жизни. Не нужно загонять его в угол строгими запретами <...> Упустить человека гораздо страшнее, чем если он ребенком съест котлетку в пост. Так что нужно попытаться найти здравую середину. Лето есть лето, отдых есть отдых, путешествие есть путешествие», — считает настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, протоиерей Александр Ильяшенко.
Кстати говоря, вопрос совпадения Петрова поста и летних отпусков актуален не только для Русской православной церкви: например, сербский патриарх Павел даже предлагал вынести этот вопрос на Всеправославный Собор, где собираются все поместные православные церкви, и принять решение о сокращении длительности поста для мирян, а строгие ограничения оставить лишь для монашествующих и священнослужителей.
Но в любом случае, напоминают представители Церкви, главный смысл любого поста — это не ограничения в пище, питье и развлечениях, а мысли о собственной жизни и своих поступках, а также молитвенный разговор с Богом, от которого верующего человека отделяют не шашлык, аквапарк или мороженое, а неправедные мысли, ложь или гнев на тех, кто рядом.
Ранее сообщалось, что священник Храма Святого благоверного князя Александра Невского отец Николай побеседовал о семейных ценностях и любви с учащимися школы «КвантУм» в Звенигороде.