
Во вторник, 16 декабря, 15-летний Георгий (имя изменено. — Прим. ред.) ворвался с ножом в одну из школ поселка Горки-2 Одинцовского округа. В туалете учебного заведения он оставил самодельное взрывное устройство, сделанное из спичек, и отправился ходить с ножом по коридорам. На вопросы учителей, что он тут делает, подросток заявил, что они скоро это «прочтут на Википедии».
Одна из учительниц закрыла собой младшеклассников, шедших в это время по коридору. А охранник попытался обезвредить подростка. Агрессор залил ему лицо из перцового баллончика и ударил ножом. Затем Георгий бросился за 11-летним школьником, которого догнал на лестнице и несколько раз пырнул ножом.
«Сегодня утром в одном из учебных заведений, расположенных в поселке Горки-2 Одинцовского городского округа, несовершеннолетний нанес удар ножом охраннику и одному из учеников. В результате полученного ранения ребенок скончался. По данному факту следственными органами ГСУ СК России по Московской области возбуждено уголовное дело (ст. 105 УК РФ, ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ)», — рассказали в СК по Подмосковью.
Прибывшая по «тревожной кнопке» оперативная группа реагирования скрутила подростка в майке с надписью «No Lives Matter» (Жизни не важны). Охранника госпитализировали, а смертельно раненого школьника не смогли спасти. После произошедшего выяснилось, что Георгий транслировал все свои действия в школьный чат. В туалете школы он оставил самодельное взрывное устройство, собранное при помощи спичек. Оно было обезврежено.
«По поручению прокурора Московской области Сергея Забатурина Одинцовская городская прокуратура устанавливает все обстоятельства нападения на учеников в одном из образовательных учреждений в пос. Горки-2», — сообщило надзорное ведомство.
По рассказам учителей и одноклассников, Георгий был тихим, незаметным учеником. В последнее время его поведение испортилось, он стал ругаться с учителями, особенно после замены классного руководителя. По словам одноклассников, Георгий мог искать ее для мести.
Психолог Илья Ахмедов рассказал REGIONS, что подростки в переходном возрасте особенно уязвимы для радикального контента и случаи нападения в школах связаны со скрытой агрессией, копившейся годами.
«Подобные случаи почти никогда не возникают „вдруг“ и не объясняются одной причиной. Поведение подростка, который совершает нападение и при этом оставляет манифест, обычно формируется на пересечении личной уязвимости, социальной изоляции и воздействия радикального контента. Образ „тихого и неприметного“ — типичен для таких историй. Это не про благополучие, а про скрытность», — пояснил специалист.
По его словам, у таких подростков агрессия часто не выражается открыто: они не конфликтуют, не дерутся, не привлекают внимания, но внутри копят сильное чувство злости, унижения, пустоты или бессилия.
«Отсутствие навыков проговаривания эмоций и получения поддержки приводит к тому, что напряжение уходит в фантазии и внутренние сценарии насилия. Подобные идеологии дают таким подросткам сразу несколько психологических „выгод“. Во-первых, они предлагают простое объяснение боли: „я страдаю, потому что мир враждебен“. Во-вторых, они романтизируют насилие и превращают его в способ обрести значимость, власть и идентичность. Из „незаметного“ человека подросток в своих фантазиях становится фигурой, которую увидят, о которой будут говорить, которую будут бояться. Это особенно притягательно для тех, кто чувствует себя невидимым», — рассказал психолог.
По оценке Ильи Ахмедова, то, что подросток использовал националистические лозунги в соцсетях — говорит о том, что агрессия была осмыслена и идеологически оформлена.
«Националистические и экстремистские лозунги в таких случаях часто не являются зрелыми политическими взглядами, а служат контейнером для злости и способом легитимировать насилие: „я не просто нападаю, я якобы борюсь“. Это упрощенная картина мира, где сложные чувства заменяются жестким делением на „своих“ и „чужих“», — рассказал собеседник издания.
Специалист пояснил, что подростковая психика еще не обладает устойчивыми механизмами саморегуляции и импульсивность, черно-белое мышление, повышенная внушаемость и потребность в принадлежности делают подростков особенно уязвимыми к радикальным идеям.
«Если при этом есть одиночество, буллинг, эмоциональная холодность в семье или ощущение тотального непонимания, риск возрастает многократно. Агрессия в таких случаях — это не „врожденная жестокость“, а результат накопленного внутреннего конфликта, отсутствия безопасных способов выразить боль и влияния деструктивных субкультур, которые превращают личное страдание в акт разрушения», — добавил Илья Ахмедов.
Ранее сообщалось, что в Котельниках мужчина забил молотком соседку и ее 6-летнего сына из-за того, что они шумно вели себя.