В 2024 году в Подмосковье приняли несколько судебных решений, которые изменили практику рассмотрения жалоб на торги по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
«Чаще всего нарушения устанавливаются в действиях конкурсных комиссий при рассмотрении заявок, поданных на участие в торгах. Практика Московского областного УФАС России по рассмотрению подобных жалоб достаточно обширна. Нарушения оперативно устраняются в рамках обжалования действий организаторов торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ „О защите конкуренции“», — сказал Кирилл Иванюженко.
Заместитель руководителя Московского областного УФАС России отметил, что при составлении заявки на участие в торгах необходимо указывать не только реквизиты участника, но прикладывать копии документов, подтверждающие соответствие претендента требованиям, установленным законодательством, а также согласие на включение в перечень организаций для управления многоквартирным домом.
Раньше согласие управляющие компании нередко прикладывали к заявке в форме отдельного документа, что противоречило утвержденным правилам. Уже только на основании этого комиссия могла не допустить организацию до участия в торгах. Сейчас же, как отметил Кирилл Иванюженко, техническое изменение формы заявки не может являться поводом для отказа.
«Организаторам торгов при принятии решения о допуске претендента следует руководствоваться не строгим соблюдением формы заявки, а неизменностью самого согласия по существу», — сказал Иванюженко.
Нередко выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП претендента на торги по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом распечатываются из раздела «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» сайта Федеральной налоговой службы России. Кирилл Иванюженко отметил, что до недавнего времени при принятии решения о правомерности допуска к участию в торгах такие сведения не считались равнозначными бумажному носителю. Сейчас отказ по этой причине не допустим.
«Согласно Федеральному закону от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ „Об электронной подписи“, информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Такая информация может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации. За исключением случаев, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе», — подчеркнул Иванюженко.
В случае, если не установлено несоответствия содержания представленной претендентом выписки сведениям, размещенным в открытом доступе на официальном интернет-сайте налогового органа, то комиссия организатора торгов не имеет право отклонить заявку управляющей компании.
«Иначе это будет рассматриваться как создание неоправданных барьеров хозяйствующему субъекту при реализации им права на участие в конкурентных процедурах», — уточнил заместитель руководителя Московского областного УФАС России.
К заявке на участие в конкурсе также обязательно должна быть приложена копия лицензии на право управления многоквартирными домами на территории субъекта Российской Федерации.
«В отдельных случаях претенденты предоставляли в составе заявки не саму лицензию, а уведомление о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданное органом государственного жилищного контроля. Ранее это служило основанием для отказа в допуске претендента к участию в торгах», — сказал Кирилл Иванюженко.
Однако Девятый арбитражный апелляционный суд постановил, что уведомление считается таким же подтверждением соответствия претендента требованиям закона к лицам, осуществляющим управление многоквартирным домом, как и сама лицензия. К тому же реестры лицензий находятся в общем доступе. Это позволяет комиссии по проведению торгов проверить наличие соответствующего документа.
В Московском областном УФАС России отметили, что даже при проведении торгов в бумажной форме организаторам следует учитывать возможности проверки информации от претендентов с использованием цифровых сервисов и официальных источников информации, доступных через интернет-ресурсы. В случае выявления нарушений будут выдаваться предписания о повторном рассмотрении заявок.