Политтехнолог, экс-председатель Совета Министров ЛНР Марат Баширов рассказал, что будет значить для России возможное избрание Трампа президентом, а также объяснил разницу между американскими и европейскими антироссийскими санкциями.
«Если кто-то надеется на пересмотр санкционной политики в случае победы Трампа, то, конечно, нет — никто санкции отменять не будет. Но все уже понимают, что нужен новый мировой договор о безопасности, который, в первую очередь, конечно, будет основан на глубоком анализе всего, что касается владения ядерным оружием, ядерными технологиями, ядерными материалами, средствами их доставки», — рассказал эксперт в беседе с Regions.
По его словам, США будут налаживать с Россией диалог по вопросам безопасности, но произойдет это в любом случае, даже если выборы выиграет не Трамп, а кандидат от демократов. Учитывая, что сейчас в Америке идут так называемые предварительные выборы, кандидатам необходимо постоянно вбрасывать популярные идеи, влияющие на американских избирателей, объясняет эксперт.
«Договор этот неизбежен, и он будет заключен в любом случае, кто бы ни был президентом — Трамп, Байден или Мишель Обама», — убежден Баширов.
Политтехнолог напомнил, что старые договоры о ядерной безопасности были заключены между США и Россией, и в них совершенно не учитывались арсеналы, которые есть у Китая, Великобритании, Франции, Израиля, Пакистана, КНДР. Сегодня складываются новые военные блоки, следовательно, по факту необходимо считать все ядерные запасы, находящиеся в руках стран НАТО, и все то, что находится на территории их потенциальных противников.
«Новый договор должен заключаться не между РФ и США, а между группами стран — то есть, это гораздо более сложный процесс. Но без договора не может быть гарантий безопасности, и вопросы начинают упираться в том числе и в обычные виды вооружения. Европа все больше говорит, что она не защищена с точки зрения обычных, неядерных вооружений», — заявил эксперт.
В то же время собеседник Regions подчеркнул, что безопасность — это одно дело, а экономическая конкуренция — совершенно другое. Причем она является основой всего, что делают американцы, именно поэтому санкции будут сохраняться.
При этом в первую очередь Штаты будут подталкивать к санкционному режиму Евросоюз, поскольку Россия не является для них прямым конкурентом по большинству групп товаров и технологий — в отличие от Европы.
«Посмотрите, как топорно накладываются санкции со стороны Евросоюза, и как гибко — со стороны Соединенных Штатов. Для того, чтобы ЕС наложил на кого-то санкции, требуется решение всех 26 его членов. Соответственно, чтобы отменить их, тоже необходимо решение всех государств-участников. И всегда находится тот, кто отказывается эту общую позицию поддерживать», — объяснил политтехнолог.
Баширов отметил, что чаще всего Европа накладывает секторальные санкции, и напомнил о ситуациях с российскими алмазами и потолком цен на нефть. По словам эксперта, это именно секторальная работа американцев против европейских конкурентов. Когда же сами Штаты вводят санкции, с их стороны это всегда очень конкретно.
«Последнее решение они принимали 18 января относительно закупки рыбы из России — и там все очень четко прописано: по видам рыб, по квотам, когда санкции начали действовать, когда они заканчиваются. Всегда, если американская компания считает, что санкции, накладываемые на Россию, ограничивают их, приносят ущерб, то они отменяются — и для этого не требуется никакое согласие никаких партнеров Соединенных Штатов», — пояснил собеседник.
Это решение принимает OFAC (Управление по контролю за иностранными активами — Прим. ред.), подразделение Минфина США, у которого есть мандат на гибкое управление санкциями.
«Они могут ввести санкции или изменить их буквально одной своей подписью. Поэтому американцы всегда зарабатывают на тех секторах, которые теряют европейские компании», — заключил эксперт.