Все привыкли, что аферисты зачастую звонят с Украины и пытаются развести россиян на деньги. Чаще всего сотрудники мошеннических колл-центров пытаются выдавать себя за представителей госорганов, силовых структур, банков и иных социально значимых организаций. Однако теперь ситуация несколько изменилась. Детали — в материале REGIONS.
По словам эксперта по кибербезопасности Алексея Воробьева, если все уже знают, что «с того конца трубки» уверяют в звонке из ФСБ, можно спокойно бросать трубку.
«Мы все знаем, что ЦБ РФ никогда не позвонит простому человеку, сотрудники ФСБ вряд ли тоже будут этим заниматься. Госуслуги тоже никогда не потревожат, и вряд ли вы дождетесь звонка от "Газпрома", акции которого якобы предлагали нашим гражданам украинские аферисты», — сказал эксперт.
Сейчас схема развода сместила акценты. Аферисты начали внедряться в разные сферы жизни людей.
«Например, распространен вариант, когда звонит якобы родственник и заявляет, что его сбила машина, и срочно нужен миллион рублей на операцию, "иначе летальный исход". Чтобы жертва не успела опомниться, трубку передают "лечащему врачу" (подставному лицу). Псевдомедик начинает описывать диагноз и интересуется, могут ли родные передать деньги», — уточнил Воробьев.
Для убедительности подключаются и «сотрудники правоохранительных органов».
«"Следователь" продолжает обрабатывать жертву, интересуясь суммой накоплений. Если человек поверил, к нему отправят курьера. После получения денег все "участники" спектакля исчезнут», — сообщил эксперт.
Чтобы исключить подобные сценарии всегда нужно перезванивать своему близкому, подметил эксперт. Особенно нужно насторожиться, когда «следователь» или «врач» просят перезвонить на мессенджер и избегают общения по обычному номеру мобильного телефона.
«На самом деле, все эти врачебные истории о том, что родственник попал в ДТП и так далее — все это тоже уже вчерашний день. Сейчас активно „обкатываются“ варианты с автосервисами и пенсионными выплатами», — пояснил эксперт.
Так, если гражданин отправил свой автомобиль в салон, чтобы заменить детали или устранить какие-либо неполадки, то мошенники попытаются непременно воспользоваться этой ситуацией.
«Под видом любого родственника аферисты звонят в станции и выпытывают подробную информацию у сотрудника автосалона: марка авто, что чинят, какой ремонт, сколько стоит и иные вводные. После они уже обращаются к владельцу машины и, представившись работникам станции, говорят, о проблеме и что нужны якобы новые детали», — пояснил эксперт.
При этом аферист непременно попросит предоплату или дополнительные средства на «покупку» нужных запчастей.
В этих случаях нужна осторожность с обеих сторон — и со стороны работников автосервисов, которые должны напрямую звонить своим клиентами и не доверять их якобы родственникам, уточняющим какие-то детали по телефону. А клиентам нужно точно также перезванивать на номер своего специалиста, чтобы переспросить — он ли звонил и просил предоплату.