По словам юриста по гражданским и социальным вопросам Дмитрия Никитина, мошенники звонят ученику или родителю под видом представителей школы и начинают вести диалог об успеваемости или пытаются узнать, почему ученик не явился на якобы важное мероприятие.
«Например, часто аферист звонит школьнику, представляется, но не называет имя самого учащегося, чтобы не ошибиться. Цель афериста — запугать ученика, чтобы тот и в самом деле поверил, что на том конце провода настоящий педагог из родной школы. Мошенник может спросить, почему ученик не расписался в каком-то важном документе. Если жертва поведется, то дело остается за малым: вынудить перевести деньги или сообщить конфиденциальную информацию, например, отправить фото или скриншоты банковских карт», — сказал эксперт.
Часто используют психологическое давление: срочность, угрозы удаления оценок и так далее.
Звонок часто поступает с «номера школы» или через подмену ID (спуфинг).
«Далее звонящий представляется администратором электронного журнала, классным руководителем или техподдержкой. Просит назвать логин, пароль, код из SMS или push-уведомления. Говорит о „сбойной проверке“, „неверных данных“, „удалении оценок“ или требовании срочно обновить доступ», — уточнил спикер.
Также аферисты могут просить скачать приложение, перейти по ссылке, прислать фото или скрин экрана с личными данными.
По словам юриста, очень важно поговорить с ребенком, если мошенники активизировались. Следует ему объяснить угрозы, дать напутственные слова, как отвечать и реагировать на незнакомцев.
«Отработайте реплики как ребенку отвечать: „Я проверю у родителей/школы и перезвоню“. Можно также установить правило: любые изменения в журнале/доступе проверяются только через официальный сайт школы или приложение, указанное школой. И пусть аферист сам разбирается дальше, когда поймет, что жертва не дает обратную связь», — продолжил эксперт.
Никитин также рекомендовал настроить привязку аккаунта к школьным приложениям (дневникам и журналам), к родительской почте или номеру.
Если подозреваемый звонок был совершен, то следует связаться с администрацией электронной системы через официальный контакт, классным руководителем и правоохранительными органами, чтобы предупредить о возможных новых случаях мошенничества.