О первых поджогах стало известно в пятницу, 20 декабря. Затем волна однотипных происшествий прокатилась по нескольким городам Московской области.
Так, например, вечером 21 декабря 65-летний житель подмосковного Королева запустил фейерверки в помещении МФЦ, после чего скрылся. Сотрудники и посетители выбежали из помещения. В результате инцидента никто не пострадал. Вскоре полицейские задержали мужчину за нарушение общественного порядка.
«В дежурную часть УМВД России по городскому округу Королев поступило сообщение о том, что произошло задымление в торговом центре, расположенном на проспекте Космонавтов. По предварительной информации, гражданин поджег пиротехническое изделие в помещении, после чего скрылся. В дальнейшем мужчина пришел в Костинский отдел полиции УМВД России Королева, где также попытался поджечь пиротехнику, однако его действия были пресечены сотрудниками полиции», — прокомментировали в пресс-службе ГУ МВД России по Московской области.
Злоумышленником оказался местный 63-летний пенсионер с инвалидностью, бывший терапевт-массажист. По данному факту проводится проверка.
На преступление мужчина пошел после того, как телефонные мошенники обманом выманили у него все личные сбережения — 700 тыс. руб. После этого аферисты предложили ему договориться, пообещав вернуть все деньги в обмен на выполнение задания — запустить салют в МФЦ, пишет «МК».
По данным издания, родственники уверены, что на такой шаг пенсионер пошел не по злому умыслу, а только из-за отчаяния и телефонного «гипноза» собеседников.
Почему вероятность того, что пострадают или даже погибнут обычные люди, его не остановила, задержанный объяснить не смог. Но уточнил, что телефонные собеседники все время поддерживали эмоциональный накал и у него не было времени обдумать происходящее, сообщает НТВ.
В этот же день 70-летняя пенсионерка подожгла три пиротехнических установки в столичном ТЦ «Форт». Взамен телефонные мошенники обещали вернуть похищенные у нее же сбережения — 120 тыс. руб.
Похожий случай произошел и в подмосковных Химках. 70-летняя местная жительница пришла в отделение почты и подожгла петарду. Другие посетители вместе с работниками успели покинуть помещение. Поджигательницу задержали на месте сотрудники службы безопасности. Ее действиями также руководили неизвестные телефонные собеседники.
Объектами диверсии становились также спецмашины и банкоматы.
Например, 23 декабря стало известно, что мошенники разыграли целый спектакль с участием пожилых женщин, чтобы поджечь полицейский автомобиль.
Так, вечером в полицию Реутова поступил вызов о краже. Звонила 80-летняя женщина и попросила срочно приехать к ней. На вызов отправился младший лейтенант полиции.
Пока полицейский разговаривал с заявительницей, к его машине подошла другая пенсионерка, облила авто полицейского бензином и подожгла. Позже обеих женщин задержали. Выяснилось, что они действовали по указанию мошенников.
В пресс-службе прокуратуры Московской области заявили, что городские прокуроры контролируют установление всех обстоятельств произошедшего, а также результаты расследования уголовных дел по данным фактам.
«Убедительно просим граждан не вступать в телефонные разговоры с неизвестными лицами, кем бы они ни представлялись, не сообщать личную информацию и не переводить свои денежные сбережения на указанные ими счета», — говорит руководитель пресс-службы прокуратуры Московской области Екатерина Короткова.
По ее словам, добиваясь перевода денежных средств на подконтрольные счета, злоумышленники, пользуясь неустойчивым психическим состоянием потерпевших, принуждают их к совершению поджогов или иного повреждения имущества государственных, банковских учреждений, правоохранительных органов и объектов критической инфраструктуры. Зная, что в таком случае их жертвы сами могут быть привлечены к уголовной ответственности.
По данным СМИ, в правоохранительных органах усматривают в каждом из случаев украинский след. Есть версия о том, что каждая из акций была спланирована и организована телефонными мошенниками, которые могли действовать с территории Украины или по ее заданию.
Каждому из поджигателей грозит уголовная ответственность. Юрист Надежда Антонова считает, что деяния виновных лиц можно квалифицировать по статье «Террористический акт». По данной статье предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двадцати лет. Однако, кроме самих исполнителей, ответственность ждет и организаторов противозаконных акций.
«В отношении лиц, склонявших граждан к совершению данных деяний, следственные органы могут возбудить уголовное дело по статье «Содействие террористической деятельности». За такое деяние УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двадцати лет или пожизненное лишение свободы», — пояснила Антонова.
Виновникам поджогов придется возмещать и причинный их действиями материальный ущерб.
«Потерпевшие, чье имущество пострадало, смогут подать гражданский иск к виновному лицу о возмещении данного ущерба», — уточнила юрист.
Психолог Дмитрий Гончаров считает, что исполнители заданий могли поддаться уговорам из-за психологической подкованности телефонных мошенников. В данных случаях они использовали сразу несколько профессиональных приемов и манипуляций.
«Люди ведутся не потому, что они глупы, а потому что мошенники профессионально используют психологию. Они знают, как вызвать страх, отключить логику и манипулировать эмоциями. Мошенники создают ситуацию, которая пугает жертву. Например, говорят, что ваши деньги мы украли или что ваши родственники попали в беду и нужно срочно что-то сделать, иначе наступят страшные последствия. Страх парализует способность думать логически, и человек начинает действовать импульсивно», — объясняет психолог.
Еще один любимый прием у телефонных мошенников — давление и спешка.
«Мошенники не дают времени подумать. Они говорят: «Немедленно переведите деньги» или «Это вопрос жизни и смерти, действуйте прямо сейчас». В таком состоянии человек перестает сомневаться, потому что ему кажется, что действительно медлить нельзя», — отмечает Гончаров.
Мошенники воздействуют на такие чувства, как вина, долг или желание помочь. В случае со студенткой, которую убедили, что надо спасать родителей, которые якобы спонсируют ВСУ, использовался еще один прием — иллюзия доверия.
«Они выдают себя за сотрудников банков, полиции, даже врачей. Используют правильные термины, звучат уверенно, знают некоторые личные данные. Все это создает иллюзию, что перед вами профессионал, которому можно доверять. Возможно, девушке позвонили такие люди, которые знали ее имя, говорили четко и убедительно, из-за чего студентка поверила звонившим и решила сделать все, лишь бы только «спасти» семью», — предполагает собеседник REGIONS.
В то же время Дмитрий Гончаров не считает, что жертв телефонных мошенников кто-то реально «гипнотизировал», однако эффект от сочетания всех перечисленных психологических манипуляций и правда очень похож на гипнотическое внушение.
Психолог советует помнить главное правило, защищающее вас от мошенников: не спешить.
«Важно помнить: если ситуация кажется слишком срочной, пугающей или странной — это уже повод остановиться. Задайте себе вопрос: «Почему меня торопят? Это правда или манипуляция?» Лучше остановиться, чем потом сожалеть. Гипноз, манипуляции и эмоциональное давление работают только тогда, когда мы не даем себе времени на размышления», — рассуждает Гончаров.
По словам эксперта, чем больше мы сохраняем спокойствие и успеваем анализировать происходящее, тем труднее нас обмануть, даже если речь идет о профессиональных манипуляторах.