Студенты московского вуза — 19-летний Филипп и 18-летний Всеволод перестали выходить на связь 21 июня. Родственники и друзья обратились в полицию, подключились к поискам и волонтеры движения «ЛизаАлерт». В среду, 25 июня, Филиппа и Всеволода нашли в городе Ивантеевка, городского округа Пушкинский. Молодые люди погибли.
Их тела обнаружены во время разгрузки одного из товарных поездов. Ребята погибли от асфиксии. По предварительным данным, произошел несчастный случай — во время движения поезда тяжелые металлоконструкции сдвинулись и придавили парней. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье о причинении смерти по неосторожности.
Как пояснил REGIONS адвокат Алексей Цыганов, за такое правонарушение предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет.
«Если в ходе следствия будет установлено, что виновное лицо погибло, то уголовное дело могут прекратить в связи со смертью подозреваемого», — уточнил правозащитник.
Погибшими оказались 19-летний Филипп, уроженец Ростова-на-Дону, и 18-летний Всеволод из Петрозаводска. Оба из благополучных семей, учились в престижном московском вузе и подавали большие надежды. Отец одного из них ранее занимал пост вице-премьера правительства Карелии, а в данный момент, согласно открытым источникам, курирует развитие инфраструктуры региона на должности заместителя премьер-министра.
Как пишут СМИ, друзья мечтали о необычном путешествии и планировали доехать до Ярославля и обратно, чтобы «развеяться» перед важным экзаменом. Однако вместо пассажирского поезда они забрались в открытый вагон товарняка, груженного арматурой.
Мама одного из погибших считает, что студенты могли стать жертвами опасной субкультуры «хобо». Приверженцы такого движения, в частности, пропагандируют путешествия по стране «зайцем» в товарных поездах.
«Вот эти „хобо“ рассказывают ребятам, как сесть в товарняк и поехать зайцами. Прикол такой, знаете, у них. Вот они и собрались доехать так зайцами до Ярославля. Ну, по крайней мере, замысел такой был. Сели в товарняк, в вагон. Вагон был гружен арматурой», — рассказала MSK1.RU мама 19-летнего Филиппа.
По словам родственницы, в вагоне, в котором находились молодые люди, был груз весом в 60 т — железные трубы. Поэтому, когда поезд тронулся, многотонные конструкции придавили парней, шансов выжить у них не было.
Тела студентов нашли не сразу, а только спустя несколько дней после того, как они погибли. Родители, которые приехали помогать в поисках в Москву, опознали детей на месте.
Произошедшее женщина называет случайностью и «детской нелепостью».
«Он был абсолютно положительным мальчиком, абсолютно. У меня вообще никогда к нему не было ни одной претензии. Он не пил, не курил, он учился, математику преподавал, он абсолютно положительный мальчик. Это какая-то нелепость, детская нелепость. У нас была надежда до последнего, что мы их найдем живыми. Что они сидят где-нибудь в полиции», — сообщила изданию безутешная мать.
Как она предполагает, ребята погибли почти сразу после того, как попали на товарный поезд. Поэтому и не выходили на связь все эти дни.
Оба студента учились в Московском государственном строительном университете (МГСУ). СМИ сообщали, что оба парня увлекались зацепингом, диггерством, и постоянно «искали приключений». Однако родственники Всеволода опровергают такую информацию.
Двоюродный брат Всеволода Денис утверждает, что погибший никогда не увлекался экстремальными хобби.
«Мы с ним общались довольно близко, не думаю, что он стал бы скрывать от меня такое. Нет, он зацепингом никогда раньше не занимался, как и другим экстримом. Максимум — ходил в походы», — сообщил REGIONS родственник погибшего студента.
По слова брата, Всеволод учился на инженера АЭС и поступил на бюджетное отделение исключительно собственными усилиями.
«Всеволод сам поступил. Был очень умным. Он много раз помогал мне, выручал из беды», — рассказал Денис.
В шоке находятся не только родные Всеволода, но и преподаватели и однокурсники. Многие также не верят, что парни могли увлекаться зацепингом и называют трагедию случайным необдуманным поступком.
«Я уверена, никакого „зацепинга“ не было. Ребята просто хотели доехать на товарном поезде до Ярославля. Они не цеплялись, а просто залезли в грузовой вагон. Я не оправдываю, ведь это тоже абсолютно детский необдуманный поступок, финалом которого стала такая трагедия. Но я знаю весь их курс. Умные пацаны. Там не учатся дураки и блатные, потому что это отделение строительства атомных электростанций. Поступили и учились на бюджете. Любознательные романтики и такая беда. И потому больнее и страшнее вдвойне. Один вопрос: „Зачем?!“ Дай Бог сил все это пережить родителям. Однокурсники, родители однокурсников и преподаватели, мы все скорбим. Горько и страшно», — написала в соцсетях преподаватель вуза, в котором учились ребята.
Между тем зацепинг действительно остается серьезной проблемой. По данным РЖД, ежегодно на железных дорогах гибнут десятки человек, пытающихся прокатиться на поездах снаружи. Судя по всему, теперь в «моду» вступает еще одно новое ответвление — движение «хобо».
Это движение возникло в Америке в конце XIX века. Рабочие мотались по стране в поисках халтуры. Автодорог еще не было, а железнодорожные пути прокладывали даже в самые отдаленные районы. Современные «хобо» рискуют в основном ради эффектных видео и экстремальных ощущений. По данным РИА Новости, в России таких не больше двухсот человек.
Такие путешествия опасны не только из-за риска упасть на рельсы или травмироваться. В пресс-службе ведомственной охраны железнодорожного транспорта указывают, что экстремала может придавить грузом при переформировании состава на сортировочных станциях. Есть вероятность случайно залезть в вагон с токсичными, горючими или взрывоопасными веществами. Кроме того, составы проходят через досмотровые комплексы, оборудованные источниками ионизирующего излучения. Это несет смертельную угрозу для человека.
Главный врач Московской областной детской клинической травматолого-ортопедической больницы Александр Григорьев утверждает, что травмы, полученные на железной дороге, составляют не самый большой процент от общего количества ежедневных травм подростков.
«Но именно железнодорожные травмы чаще всего заканчиваются инвалидностью или летальным исходом», — подчеркивает Григорьев в интервью «Российской газете».
Для борьбы с зацепингом РЖД усиливает контроль: на поезда устанавливают датчики движения, а на станциях — дополнительные камеры. Также проводятся профилактические беседы в школах и вузах, чтобы предостеречь подростков от опасного хобби.
Ранее REGIONS писал о том, что киллера из подмосковной банды «Северские» Андрея Воронина приговорили к 24 годам тюрьмы. Группировка «Северских» была создана в 90-е и просуществовала вплоть до 2019 года. В Московской области члены этой банды считались особенно жестокими. Они убивали конкурентов и бизнесменов, в том числе и показательно — при свидетелях.