В советское время хрусталь был символом достатка. Но когда заводы вроде Гусь-Хрустального и Дядьковского наладили массовое производство, вазы и бокалы появились в каждом доме. Заведующая экспозицией в Раменском историко-художественном музее Татьяна Щербакова разрушает мифы и объясняет, почему «штамповка» — тоже хрусталь, просто другой.
«Представьте себе две дороги: одна ведет через поля, леса и горные перевалы, другая — прямая трасса с асфальтом. Так и в мире хрусталя: есть путь, где каждый штрих выверен вручную мастером, а есть потоковая линия массового производства», — рассказывает специалист.
Штамповка или ручная работа: в чем отличие?
1. Ручная работа
2. Штамповка (или прессованное стекло)
Но есть ли между ними принципиальная разница? Некоторые считают, что штампованные изделия хуже по качеству, непрозрачны и вообще не являются настоящим хрусталем. Но давайте разберемся.
«На самом деле, хрусталь — это просто особая разновидность стекла, в состав которого добавляют свинец. Именно благодаря этому веществу стекло приобретает свою уникальную прозрачность и блеск. Поэтому любое изделие с содержанием свинца — это хрусталь, независимо от способа его производства», — поясняет Татьяна Щербакова.
Так что нет никакой разницы в материале: будь то штучное изделие или продукт массового производства, оно остается хрусталем.
Вывод: Нет плохого хрусталя — есть разный
Стекло с добавлением свинца остается хрусталем, будь оно выдуто вручную или отлито на конвейере. Штамповка — не враг искусства, а его демократичная версия.
«Ваза за 100 рублей и ваза за 100 тысяч сделаны из одного материала. Просто одна — для чая на кухне, другая — для королевского приема», — отмечает куратор выставки.
Ранее сообщалось, почему вредно пить и есть из советского хрусталя и цветной стеклянной посуды.