Каждый месяц жители многоквартирных домов Подмосковья оплачивают услуги по единому платёжному документу (ЕПД), привычно называя его «платёжкой за коммуналку». Насколько это верно? Что содержит в себе ЕПД? Давайте разбираться.
Платёжный документ можно разбить на 4 раздела:
1. Коммунальные услуги — та самая «коммуналка»;
2. Жилищные услуги — это услуги по содержанию, управлению и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома;
3. Взносы на капитальный ремонт;
4. Другие (или прочие) услуги — могут включать плату за домофон, интернет, техобслуживание внутриквартирного газового оборудования (ТО ВКГО) и т. д.
Итак, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ (а для отдельных случаев твёрдое топливо), плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Этот перечень коммунальных услуг определён федеральным законодательством и напрямую закреплён в Жилищном кодексе РФ.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из тарифа и объёма потребления услуги. Объем потребления ресурсов определяется по показаниям приборов учёта (счётчиков) или если счётчики не установлены, не исправны или не предусмотрены для услуги — по установленному нормативу.
Тарифы на коммунальные услуги для ресурсоснабжающих организаций (РСО) устанавливает своими распоряжениями Комитет по ценам и тарифам Московской области. Информация об установленных тарифах размещена на официальном сайте Комитета. Для удобного поиска нужного распоряжения мы создали специальный онлайн-сервис «Как узнать тариф».
Необходимо помнить, что тариф, утверждается для конкретной РСО, а объемы потребления, определяются с помощью приборов учета, или на основании нормативов. Нормативы потребления устанавливаются Министерством ЖКХ Московской области. С нормативами можно ознакомится в разделе «Распоряжения» на официальном сайте подмосковного МинЖКХ.
Вместе с тем в едином платёжном документе кроме платы за коммунальные услуги значительную долю занимает плата за жилищные услуги, как правило, за содержание жилых помещений. Плата за содержание включает в себя плату за услуги и работы по управлению, содержанию и текущему ремонту многоквартирным домом (МКД). В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за услуги по содержанию жилья устанавливается для управляющей компании (УК) сроком не менее чем на 1 год собственниками жилья на общем собрании и с учётом предложений УК. В том случае, если собственники не приняли решение, то размер платы за содержание устанавливаются органами местного самоуправления.
Плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества (на общедомовые нужды — ОДН), то есть освещение и отопление лестничных площадок и холлов, использование воды для уборки и т. п. распределяются пропорционально площадям жилых помещений (квартир) в доме, согласно показаниям общедомовых приборов учёта или при их отсутствии, по нормативам.
Минимальный размер взносов на капитальный ремонт устанавливаются Правительством Московской области. Собственники жилых помещений могут принять решение о дополнительном финансировании капитального ремонта в своём доме. Вся информация о размере взносов, документах для собственников, программах капитального ремонта, отчётность и прочее размещена на официальном сайте Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в разделе «Документы».
Другие (прочие) услуги из единого платёжного документа оплачиваются в соответствии с теми условиями, на которых заключены договоры с оказывающими эти услуги организациями. Стоимость этих услуг регулированию со стороны государства не подлежит.
Подводя итог, единый платёжный документ — это далеко не только «плата за коммуналку». По решению Правительства России плата именно за коммунальные услуги не меняются, до середины 2024 года.
Плата на жилищные услуги, устанавливаются самими собственниками жилья или органами местными самоуправлением и может изменяться без привязки к регулированию тарифов на коммунальные услуги.
Взносы на капитальный ремонт устанавливаются в соответствии с уровнем цен на строительные материалы, уровнем инфляции и могут быть дополнительно увеличены по решению собственников жилья.
А плата за прочие услуги устанавливается на основании договорных отношений с исполнителем этих услуг.