Выбор города
Введите название вашего города или выберите из списка:
  • Главная страница
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королев
  • Котельники
  • Красногорск
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Лотошино
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Подольск
  • Пушкино
  • Раменское
  • Реутов
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серебряные Пруды
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Шаховская
  • Щелково
  • Электросталь

Ваш город ?

Ваш город ?

Из гаражей к триллионам прибыли: как маркетплейсы покорили Россию

Как гаражные стартапы изменили привычки всей страны: революция маркетплейсов
От студента, заказывающего лампу для настольного света, до пенсионерки, покупающей через приложение новый чайник, — маркетплейсы стерли социальные и возрастные границы, став универсальным магазином для всей страны. А ведь когда-то все это были лишь рискованные стартапы, ютившиеся на дешевых складах. История их взлета — это история тихой революции в торговле, в которой разбирался REGIONS

Из гаражей к триллионам прибыли: как маркетплейсы покорили Россию

Фото: istockphoto.com/oatawa
Автор: Владимир Острогожский
Сегодня в 18:00

Вряд ли сегодня найдется человек в России, который ни разу не заказывал ничего на маркетплейсе. Для миллионов Ozon, Wildberries или «Яндекс Маркет» стали такой же привычной частью жизни, как утренний кофе или поездка на работу.

В Реутове буквально на каждом шагу устроены пункты выдачи заказов (ПВЗ), в которых горожане получают свои заказы. Здесь никогда не пусто. И ПВЗ продолжают открываться.

Скромное начало большого дела

Двадцать лет назад мало кто мог представить, что интернет-магазины превратятся в мощнейший канал розницы. В конце 1990-х годов онлайн-покупки казались чем-то фантастическим. Люди привыкли к вещевым рынкам с их «хлипкой картонкой для ног» и импровизированными ширмами для примерки.

История одного из первых российских маркетплейсов Ozon началась в 1998 году. Его прародителями стали петербургская компания Reksoft и издательство Terra Fantastica, которые запустили одноименный интернет-магазин.

Любопытный факт: первое название было Azon — создатели хотели, чтобы оно звучало как можно более похоже на детище Джеффа Безоса Amazon. Однако имя не прижилось.

Ozon начинал скромно, специализируясь на русскоязычных книгах и компакт-дисках, а его основными клиентами были выходцы из России, рассеянные по всему миру.

Фото: istockphoto.com/ArLawKa AungTun
Фото: istockphoto.com/ArLawKa AungTun

Мировые примеры тогда вдохновляли российских предпринимателей. Amazon Джеффа Безоса начинал с продажи книг — идеального товара для онлайн-торговли.

eBay создавался как площадка для аудиофилов, желавших продавать друг другу коллекционные диски. Никто тогда не думал, что эти скромные проекты перевернут мировую торговлю.

Русский путь: от одежды до всего на свете

В России маркетплейсы развивались по собственному сценарию. В 2004 году Татьяна Бакальчук запустила сайт Wildberries, который сначала был интернет-магазином одежды, а в 2014 году превратился в полноценный маркетплейс.

Российский рынок онлайн-торговли в нулевые развивался бурно, но бессистемно. По оценке Insales, его объем в 2010 году составлял 176 млрд рублей.

Ozon, ставший для многих основной точкой для покупок, тоже прошел долгий путь от книжного магазина до универсальной площадки. Лишь в 2018 году он стал тем маркетплейсом, каким мы знаем его сегодня.

Тихая революция в привычках покупателей

Маркетплейсы изменили не только то, что покупается, но и как это делается. Еще десять лет назад нужно было тратить выходной день на поход по магазинам, сегодня достаточно нескольких кликов в приложении.

«Бесконечная онлайн-витрина и тысячи, сотни тысяч товаров», — так описывают свое видение сами создатели платформ.

Фото: istockphoto.com/AndreyPopov
Фото: istockphoto.com/AndreyPopov

И они не преувеличивают: от зубной щетки до холодильника, от детских игрушек до садовой мебели — сегодня можно найти практически все.

Но главное изменение — в скорости. Если раньше ждать посылку из интернет-магазина приходилось неделями, то сегодня доставка за один-два дня стала стандартом. Пункты выдачи заказов появились в каждом районе, превратившись в новые точки притяжения.

«Я 13 лет пользуюсь услугами одного из старейших в нашей стране маркетплейсов. В самом начале мне нравилось в нем то, что уже через пару секунд после заказа мне перезванивал сотрудник и уточнял все детали, даже если заказ был сделан глубокой ночью. Сейчас мне нравится то, что заказы не отменяются на середине пути, как это часто бывает на других площадках, что очень много ПВЗ, а доставка и возврат всегда бесплатны. Конечно, не бывает и без недоразумений: присылают не тот товар или долго не могут найти курьеров. Но после обращений в Службу поддержки рано или поздно все решается в пользу покупателя, когда правда на его стороне», — рассказала REGIONS Мария Кустинская, жительница Реутова.

По данным опроса Data Insight, 80% россиян делают покупки на маркетплейсах. В октябре 2024 года суммарная посещаемость веб-сайтов пяти крупнейших игроков достигла 979 млн визитов в месяц.

Что ждет маркетплейсы завтра?

Кажется, что маркетплейсы достигли пика своего развития, но эксперты считают иначе. После многолетнего бурного роста рынок начинает взрослеть. Платформы сталкиваются с новыми вызовами: регуляторным давлением, необходимостью повышать комиссии и сохранять лояльность продавцов.

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Эксперты отмечают, что когда покупателей на маркетплейсе становится все больше, он начинает повышать комиссии для сейлеров.

«Но те не хотят терять наработанную базу клиентов и трафик, поэтому остаются на торговой площадке и платят эти повышенные комиссии, которые маркетплейс может увеличивать без ограничений», — констатирует старший аналитик Совкомбанка Дмитрий Трошин.

История маркетплейсов — это пример того, как технология может за одно десятилетие перевернуть устоявшиеся отрасли. От «картонок на рынке до трех кликов к покупке» — таким был путь, который прошла российская торговля благодаря цифровым платформам. И кажется, это только начало.

Этот материал подготовлен на основе анализа информации из открытых источников и не является рекламой каких-либо компаний. Цель статьи — познакомить любителей интернет-шопинга с краткой историей развития маркетплейсов в России.

Ранее сообщалось, что акция «Коробка храбрости» для маленьких пациентов объявлена в Реутове.

Для улучшения работы и сбора статистических данных сайта собираются данные, используя файлы cookies и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных.

Файлы соокіе можно отключить в настройках Вашего браузера.

Подписывайтесь на нас!

Читайте больше крутых историй и новостей в наших социальных сетях.