В день рождения мотоцикла REGIONS узнал у мотопутешественника Владимира Ерастова о его увлечении, байкерской субкультуре и способах обезопасить себя на дороге.
— С чего началось ваше увлечение мотоциклом?
— Увлечение мотоциклом началось с момента, когда хватило сил залезть на тот первый дедовский «Урал», который использовался в семье, как хозяйственно-бытовой транспорт. На нем ездили в пределах 50 км, возили дрова, рыбу, на нем же выбирались на природу. Впервые сам сел за руль в пять-шесть лет — дедушка посадил меня на бак перед собой, и сказал везти куда глаза глядят. До своего собственного дорос лишь спустя долгих 17 лет.
— Любители мотоциклов сформировали свою субкультуру. Находит ли она отражение в вашей жизни?
— Любители мотоциклов, мотоциклисты, и байкеры — это скорее несколько отдельных культур, имеющих одинаковые корни, но разное мировоззрение. Можно просто любить мотоциклы и созерцать их, приходя на выставки, мероприятия, и гонки.
Быть мотоциклистом — это иметь некий трепет в душе. Момент прикосновения к рулю. Легкая вибрация от двигателя к сиденью. Желание ехать и узнавать новое. Перед мотоциклистом мир открывается с совсем иных сторон — он и сам открыт миру. Путешествуя, обязательно встречаешься с новыми людьми, которые после оставляют след в тебе. Новые люди, новые места, новый взгляд. Ну и специфическая философия, которая непонятная другим людям.
Байкеры — это совсем иной род. Для меня байкеры — это серьезные дядьки (или дядьки, делающие серьезные лица) в мотоклубах. У них свои законы, обязанности перед друг другом, и, очень надеюсь, благие цели.
Отношение к одежде/музыке/другим привычкам, формируется не субкультурой. Она формируется личностью и окружением. Если вокруг все друзья ездят на блестящих мотоциклах, то и ты будешь таким, а если твои друзья путешественники — то твой путь за ними.
Сейчас субкультура переживает переходные времена. Для новичков это просто модное увлечение для видео в тикток или инстаграм, для «средних» — это уже полученные горьким опытом правила поведения — как на дороге, так и в среде «двухколесных», а «старые» — это старые. Тут и говорить нечего.
Мотобратство есть. Но лучше всего его начинаешь замечать вне городских стен. Внутри мегаполисов слишком концентрировано, и зачастую, сложно найти тех, кто на дороге не будет спешить по срочным делам — жизнь в крупных городах диктует свои правила. Но взаимопомощь определенно есть. Иногда даже невероятно неожиданно и приятно.
— Какое путешествие на мотоцикле запомнилось больше всего?
— Каждая дальняя поездка запоминается. Это тот шарм, который нельзя постичь за рулем авто. С другой стороны, я начинал с поездок «попить кофе» — ездил по разным городам. Сначала это было Подмосковье, а после стал расширять до соседних областей. Одним утром решил, что срочно нужно попить кофе на берегу реки в Казахстане. Собственно, через пару дней сидел на берегу реки Урал. Все мои поездки были удивительными. Удивительными благодаря местам, и благодаря друзьям, которые были со мной.
Но вероятно самое запоминающееся сейчас — это Байкал. Когда, доехав до середины острова Ольхон, я поставил палатку на берегу, и просто пару часов смотрел на окружающую меня безмятежность. Пока ездил по Сибири, то знакомился с укладом жителей, старался впитать их взгляды, их доброту, стойкость их характера. Ведь самая интересная Россия начинается с Уральских гор.
Мы как-то сидели с друзьями в Усолье-Сибирском, и беседовали с собратом. Мы были с Москвы, а он с Хабаровска. Тогда еще восхитился им: Хабаровск — это ведь так далеко. А потом посмотрел карту –до Хабаровска было всего около 3 тысяч километров. А на тот момент в путешествии мы проехали уже около 7 тысяч.
— Вспомните курьезный случай из вашей жизни, связанный с мотоциклом.
Курьезные случаи — это рука об руку с мотоциклом идущие ситуации. Ведь мотоциклисты — это те еще шутники. Самой распространенной шуткой является заглушить мотоцикл товарищу при переключении светофора с красного на зеленый — встаешь справа от него, и в самый последний момент нажимаешь ему кнопку на руле. Он остается — все со смехом уезжают. Все мы баловались такими глупостями в свое время.
— Как вы относитесь к тем, кто гоняет на мотоциклах без глушителя?
— С возрастом начинаешь по-другому относиться к разным «доделкам» мотоциклов — громкие глушители, плохой свет, резина/техническое состояние, и прочее. Без глушителя сейчас никто не ездит — этот атавизм остался в Советском союзе, но прямоточные глушители у многих в ходу. Ничего не имею против, если он красиво звучит. Красиво. Но не громко. Это важно. Это один из параметров уважения других участников движения. Поэтому не против качественных заводских исполнений, но против китайского колхоза.
— Насколько это опасный вид транспорта?
— Опасность этого вида транспорта — это в первую очередь его участие в дорожной ситуации. Езда вне дорог — больше удовольствие или спорт, на дороге — опасна, как и другие транспортные средства. В остальном это дело случая. Ситуации бывают абсолютно разные, и сказать, что одна была опаснее другой, нельзя. Если в дорожной ситуации все остались живы, здоровы, а транспорт цел — ситуация безопасная. Наоборот — соответственно наоборот.
— Вам случалось попадать в аварии?
— Сильная авария произошла в 2014 году — тогда мне наперерез выскочила машина со встречки. Тормоза и резина были не в лучшем состоянии, а дорога мокрая — мы с девушкой врезались в бок машины, девушка перелетела через машину, а я застрял между крылом и мотоциклом, получив повреждения на всю жизнь.
— Что предпринимаете для безопасной езды?
— Есть аварии, в которых нельзя себя обезопасить. Как говорил Кларксон: «Губит не скорость. Губит остановка».
Так что можно немного обезопасить себя от скольжения, но в меньшей мере — от удара.
Сейчас очень сильно развита система активной и пассивной защиты водителя. Множество одежды с протекторами на важных местах тела. Даже есть первые используемые для дорог общего пользования нательные подушки безопасности.
Но в основном все придерживается таких правил:
— шлем обязательно, без него не езжу;
— куртка с протекторами — стараюсь в городе и долгим прогонам по трассам тоже на постоянке носить;
— штаны с протекторами и вшитыми противостирающимися подкладками — по трассам обязательно, в городе — по погоде.
Имею несколько комплектов экипировки, как для городского, так и для трассового использования. Сочетаю их по мере необходимости. Ну и основной параметр безопасности — это мышление. Насмотренность, или в данном случае — накатанность.
— Отмечаете ли какие-то праздники, связанные с мотоциклом? Например, 29 августа — день рождения мотоцикла.
— Редко кто в этой субкультуре отмечает день рождения мотоцикла. Это же не культ и не вера. Для многих это просто транспорт. Мы отмечаем начало мотосезона, окончание мотосезона, множество внутренних мероприятий. И, ставший международным, день памяти погибших мотоциклистов. Он проходит 18 сентября. В этот день колонна проходит до аллеи памяти «Вечный сезон», которая находится в Мытищах. Уже несколько лет там сажают именные дубы в память об ушедших братьях и сестрах.
Ранее сообщалось, что патрульный мотоцикл, сирена и светоотражатели помогли привлечь внимание дошкольников к безопасности на дороге.