
Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II продолжалась 15 месяцев и 9 дней и была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди.
В своем произведении «Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» монастырский келарь Авраамий Палицын запечатлел беспорядочно отступающие польско-литовские отряды.
«В таком они ужасе бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили…» — засвидетельствовал очевидец.
Решающим фактором, вынудившим интервентов снять осаду, стало прибытие подкрепления под командованием воеводы Григория Валуева, направленного князем Скопиным-Шуйским.
После ожесточенного боя, а также на фоне слухов о подходе главных сил, в лагере интервентов началась паника. Захватчики обратились в бегство, и в одной из самых драматичных страниц сергиевопосадской истории была поставлена точка.
«Иные же, не в силах бежать, возвращались назад и, в лесах поскитавшись, приходили в обитель к чудотворцу, прося милости своим душам», — дополняет Палицын.
Существует еще один источник, из которого можно узнать подлинные факты об осаде Лавры, — это личные записи предводителя вражеского войска Яна-Петра Сапеги.
Но по каким-то причинам, фрагмент дневника с декабря 1609 года по начало февраля 1610 года был утрачен. Возможно это произошло в ходе спешного отступления.
В памятную дату, спустя 300 лет после возвращения жизни обители в мирное русло, были отлиты чугунные мемориальные доски, которые поныне размещаются при входе в Святые врата.
Ранее сообщалось, почему игрушечная лошадка — главный символ Сергиева Посада.