Каждый день мимо воссозданных в гипсе фигур проходят люди — одни в школу, другие в магазин за покупками или к автобусной остановке. Но об истории этих свидетелей прошлого знают немногие.
Гипсовые скульптуры реализовывали один из главных принципов молодой страны о том, что искусство должно быть ближе к народу. Новый жанр делал его доступным для жителей самых маленьких поселков и отдаленных дворов, облагораживая и вдохновляя советского человека «на труд и на подвиги».
В 50‑е годы объемные фигуры были неотъемлемым элементом парка, который был разбит еще до войны на территории совхоза «Серебряные Пруды». Занимаясь обустройством зоны отдыха, руководство предприятия закупило несколько скульптур. Они служили украшением танцевальной веранды.
Через какое‑то время их перенесли, и каждое утро учеников Совхозной средней школы встречали две фигуры пионеров с горном и барабаном, установленные по обеим сторонам дорожки, ведущей к зданию.
А еще здесь стоял бюст Ленина. В 1970‑е годы их снесли и надолго забыли.
Несколько десятков лет статуи пролежали в яме в помещении совхозного стройцеха. Когда их обнаружили, они представляли жалкое зрелище: отломанные конечности, отбитые носы и торчащая арматура.
С разрешения директора совхоза Лидии Сизовой и при поддержке главы сельской администрации Владимира Аладьева четыре уцелевшие скульптуры были отреставрированы в одной из мастерских округа — две с изображением школьников, колхозница со снопом колосьев и женщина с голубем Мира в руке.
В 2005 году они заняли свое место на новых постаментах в рамках выполнения государственной программы Московской области «Формирование современной комфортной городской среды» и украсили площадь перед Домом культуры и газон на главной улице Успенского.
Еще одна уникальная скульптура — телятницы с теленком из той коллекции — установлена в 50‑е годы в сквере возле конторы хозяйства.
Сохранившиеся доныне гипсовые изваяния в поселке не имеют никакого юридического статуса: формально они являются арт‑объектами, зато напоминают жителям и гостям округа об ушедшей в прошлое эпохе.
«Часто бываю у родственников в Успенском. Меня радует, что благодаря неравнодушным людям были восстановлены скульптуры прошлых лет. Это память об эпохе, о тогдашних представлениях об этом виде изобразительного искусства. Не потерять бы то, что было создано в конце 40‑х или начале 50‑х годов», — отметила жительница г. Ступино Мария Гаврилова.
Ранее REGIONS рассказывал, когда бюст маршала Чуйкова занял свое ныненшнее место на главной площади Серебряных Прудов.