Как рассказала владелица агентства креативного маркетинга «ТЗ» Татьяна Зикункова корреспондентам интернет-издания «Подмосковье сегодня», по результатам экспертизы, геополитическая ситуация коснулась многих отраслей экономики. Однако, в целом это дало толчок для развития российского бизнеса.
За время урегулирования ситуации на рынке, наблюдались интересные решения для раздела бизнесов. Например, компания по производству вездеходов «Шерп» занималась сборкой машин на двух заводах — в Петербурге и Киеве. А с началом спецоперации украинский правообладатель забрал все патенты, лицензии и финансирование у российского подразделения. Однако, главный инженер-конструктор остался именно в российской команде. Так в России родилс новый бренд — «Архант», а старый — «Шерп» вернулся в Европу. У нас получилось самостоятельно выпускать более усовершенствованные модели вездеходов, которые на 90% состоят из отечественных материалов, остальные 10% — из материалов стран СНГ и Китая. То есть получилось реализовать полное импортозамещение бизнеса.
Многие крупные международные бренды вообще не стали менять свои бизнес-процессы. Они просчитали все риски и поняли, что в случае ухода с российского рынка они понесли бы огромные убытки. А те зарубежные компании, которые все же покинули российский рынок, по итогу, сами навредили своему же бизнесу.
Результаты опросов показывают, что 63% россиян посчитали, что качество их жизни никак не изменилось в связи с уходом западных компаний. Тем не менее, пострадавших от ухода иностранных компаний россиян оказалось также достаточно много — порядка 34,5%.
Рекламная индустрия в целом пережила этот непростой период довольно спокойно. Как подсчитала комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), общий объем рекламного рынка в РФ без учета ТВ-рекламы в 2022 году был равен 392 млрд рублей — всего на 2% меньше, чем в прошлом году.
«Производители востребованных товаров развиваются успешно. На автомобильном рынке появились новые игроки — на смену европейским маркам хлынул поток новых китайских брендов с новыми бюджетами. С уходом зарубежных брендов мы столкнулись с новыми вызовами, но и открыли новые возможности для российской экономики»,
— рассказала владелица агентства креативного маркетинга «ТЗ» Татьяна Зикункова.