С развитием сетевых технологий изощреннее стали и способы обмана населения через интернет и по телефону. Эксперты рассказали о самых популярных методах, к которым прибегают аферисты, и способом противодействовать им.
«Злоумышленники способны ввести человека в состояние, подобное психологическому трансу», – рассказал Андрей Курпатов, руководитель лаборатории нейронауки и поведения человека.
Это значит, что жертвой преступников может оказаться каждый, а потому следует сохранять бдительность и отказаться от излишней самонадеянности.
Стратегия обмана общая для всех методик. Сперва аферист налаживает контакт с потенциальной жертвой. Для этого они незаконно приобретают личные данные граждан и прочую информацию. Вам могут позвонить, прислать сообщение в мессенджере или на электронную почту или выйти на связь любым другим способом. Следом мошенники втираются в доверие к объекту обмана – представляются сотрудниками банков, госорганов, начальником, родственником (нейросети сейчас способны подделать голос любого живого человека) – этот список можно продолжать до бесконечности. После этого они воздействуют на психику человека, вышибая его из равновесия. Обычно могут напугать проблемами с законом, задолженностью по кредиту, угрозе здоровью родных. Также могут попытаться наоборот привлечь легкой выгодой. Например, известны случаи, когда человеку приходило уведомление о пришедшей на его имя ценной посылке, которую можно получить, заплатив за пересылку.
Эксперты в подобных случаях призывают проявлять максимальный скептицизм и, сохранив голову холодной, критически взглянуть на ситуацию. Любую информацию, которая поступает к вам извне, стоит проверить. Если звонят якобы из банка – самому позвонить в банк. Если из полиции – в полицию. Если звонит сын – перезвоните и ему. Кроме того, важно учесть, что самое важное, что вам могут сообщить из госучреждения или банка, дойдет до вас не по телефону.
Способы борьбы с мошенничеством сейчас интегрируют в свои сервисы многие банки. Сотрудники предупреждают о возможных угрозах, приглашают в офис и в живом диалоге дать инструкции, как защититься от обмана. Такой метод помог обезопасить уже более 800 клиентов.