Особенностью школьных экскурсий в музее сегодня является их интерактивность. Полное погружение в тему не дает школьникам заскучать и полностью вовлекает в историю, но и, как объясняют исследования, влияет на то, запомнят ли дети информацию.
«Например, если человек только услышит информацию, то он запомнит из нее менее 20%, если услышит и увидит объект, о котором говорят, — 50%. А если услышит, увидит и сделает, то есть опробует новые знания на практике, то эта цифра поднимется выше 70%», — объясняют специалисты.
Сегодня в Ступинском музее насчитывается около 30 разноплановых интерактивных экскурсий, которые проводятся как в залах с экспозициями, так и на улице.
Во время таких интерактивов детям и взрослым предлагается не просто быть в постоянном диалоге с ведущим, а самим узнавать ответы на вопросы, приняв участие в расследовании, пройдя квест, сыграв в игры или проведя опыты. Также можно примерить наряд, освоить ремесло или военное дело того времени, о котором идет речь, и многое другое.
Например, в интерактивной программе «Операция «Дорога в штаб» задача школьников — пройти задания квеста и найти кусочки карты, которая покажет, где же в военные годы в Ступине располагался истребительный батальон.
Как рассказала ведущий методист Ступинского историко-краеведческого музея Ирина Штанько, это полное погружение в историю нашего батальона.
«Истребительные батальоны создавались в каждом районе Московской области, в том числе и в нашем городе. В батальон № 56 входили и вчерашние школьники, и руководители города, и все, кто не ушел на фронт. Фактически это было военное подразделение. Базировалось оно в нашей самой первой школе на улице Горького, где сейчас находится медучилище», — рассказала она.
Чтобы найти к дорогу к генштабу, участники, выполняя задания квеста, обойдут все залы музея и по дороге узнают многое о деятельности самого батальона. Собрав карту, определят место его базирования.
«После я их знакомлю с историей здания генштаба, рассказываю, что это была школа, и именно здесь учился герой Советского Союза Владимир Поляков. И предлагаю вступить в ряды батальона», — объясняет Ирина.
Во время войны участники истребительного батальона тушили пожары, патрулировали леса, собирали листовки, которые в большом количестве сбрасывали с самолетов немцы. Но само название «истребительный» определяет назначение военного подразделения — истребление.
«Они реально должны были выявлять шпионов, лазутчиков, проникающих в город, проверяли документы. Те, кто помладше, участвовали в более простых операциях. Но когда немцы подошли в ноябре к Кашире, бойцы нашего истребительного батальона с оружием в руках были отправлены на защиту. Соединившись с каширским истребительным батальоном, ступинцы приняли на себя первые натиски немцев», — уточняет экскурсовод.
Она добавляет, что данная программа рассчитана на школьников со второго по пятый классы.
На эти вопросы могут ответить посетители интерактивных экскурсий. В одной из них по названием «Военные профессии» дети знакомятся с профессиями времен Великой Отечественной войны. Посетители узнают, как лошади помогали людям воевать, почему танки боялись ежей, зачем летчику планшет и многое другое на примерах земляков: летчиков, танкистов, кавалеристов.
Интерактивные экскурсии «Военные Зори» — это погружение в начало 1941 года: участникам предлагается «пережить» все, что происходило в нашем городе.
«Ребята научатся отоваривать продуктовые карточки, узнают, сколько весил кусок фронтового хлеба и из чего его пекли в Ступине, зачем нужны были карточки на продукты и пропуск для хождения по городу в ночное время. Примут участие в каширской битве, став военным отрядом. После битвы девочки учатся перевязывать раненых», — отмечает Ирина.
Также в ходе экскурсии дети будут писать фронтовые письма и правильно их складывать, а также ставить штамп «Проверено цензурой».
«То есть они узнают еще и об этой истории войны. О письмах, и о том, что каждое из них обязательно было проверено военной цензурой. А в заключение программы каждый получает по кусочку фронтового хлеба», — объясняет Штанько.
По опыту Ступинского музея понятно, что такие программы действительно вовлекают детей в историю города и страны и позволяют проникнуться и запомнить события прошлых лет.
Ранее REGIONS сообщал, что культурными кодами эпохи просвещения можно познакомиться на выставке в Ступине.