Выбор города
Введите название вашего города или выберите из списка:
  • Главная страница
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королёв
  • Котельники
  • Красногорск
  • Краснознаменск
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Лотошино
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серебряные Пруды
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Шаховская
  • Щелково
  • Электросталь

Ваш город ?

Ваш город ?

Культура

В Ступине воссоздали музыкальный инструмент каменного века

Археотехнолог из Ступина Павел Потапов воссоздал музыкальный инструмент каменного века. Несколько экземпляров были переданы московскому этнографическому обществу и примут участие в проекте реконструкции музыки приполярных регионов.

В Ступине воссоздали музыкальный инструмент каменного века

Фото: Андрей Семибратов
15.02.2024 13:00

В мастерской Павла и Софьи Потаповых оживает история: воссоздаются древние музыкальные инструменты, орудия труда и быта каменного и бронзового веков.

В этот раз историк-реконструктор взялся за восстановление одного из  древнейших музыкальных инструментов мира. Самые ранние экземпляры, найденные археологами, датируются палеолитом.

Распространен он был у народов у народов Крайнего Севера, Евразии, Африки, Меланезии, Новой Гвинеи, американских индейцев, а также у австралийских аборигенов.

Инструмент представляет собой деревянную дощечку или костяную пластинку, выполненную в виде лепестка, соединенного веревкой с ручкой. При его раскручивании издаётся гудящий или жужжащий звук, похожий на завывание вьюги.

В каждой культуре инструмент имел свое название.Например, у австралийского народа арунта назывался «чуринга», в Америке — bull-roarer, а у народов Севера — въюлгын. Инструмент именно в северной традиции и воссоздал ступинский историк в мастерской.

Въюлгын служил также и средством связи, так как издаваемый им необычный звук  сильно отличается от природных шумов.

«Он использовался, чтобы подавать сигналы на больших пространствах. Для тундры, степи, полупустыни или пустыни этот звук не очень характерен и слышно его было далеко. Также он способен перекрывать шум ветра», — поясняет Павел.

Инструмент создает неравномерный гул, потому что, то закручивается, то раскручивается. Некоторые народы предположительно могли использовать его для отпугивания волков.

«Не могу сказать насколько эффективно это работало. Но, по данным археологии, северо-американские энуиты, индейцы, алиуты и юпики могли использовать его для изгнания волков», — уточняет историк.

Павел Потапов изготовил несколько образцов для этнографического музея Москвы. Сейчас они используются в проекте, который реконструирует музыку приполярных регионов.

«Инструменты уже используются. То есть, если вы увидите видео проекта  Московского этнографического общества про чукотскую музыку, то там будут мои въюлгыны», — отмечает он.

По словам Павла, сейчас мы воспринимаем данное изделие больше как игрушку. Тогда как для народов арктического круга: алеутов, эскимосов, чукчей это был рабочий музыкальный инструмент, а также амулет, который оберегает от опасностей. А для австралийских аборигенов он являлся еще и мистическим артефактом в котором хранятся души предков.

«Часто на инструментах рисовали геометрические узоры и животных. На моем изображен танцующий ворон Кутх и чум. Кутх — демиург по представлению северных народов. Персонаж неоднозначный, тем не менее, его изображение часто использовали», — рассказал Павел.

Фото: Андрей Семибратов
Фото: Андрей Семибратов