
Второго октября по народному календарю отмечают день Трофима и Зосимы. Эта дата в сознании предков тесно переплеталась с православными святцами и важными хозяйственными заботами, в первую очередь связанными с пчеловодством. День был наполнен своими традициями, строгими запретами и особыми приметами, которые помогали подготовиться к приближающейся зиме.
Православная церковь в этот день чтит память двух святых мучеников, живших в разные века, но объединенных силой веры. Трофим Синадский жил в III веке и пострадал за христианство во время гонений. За отказ участвовать в языческом празднестве его подвергли жестоким пыткам. По преданию, его заставили три дня идти в железных сапогах с гвоздями, но он не отрекся от своей веры и был казнен.
Зосима Киликийский был отшельником, жившим в пустыне в IV веке. Он обрел дар понимать язык зверей и птиц, которые жили с ним в мире. Когда правитель-язычник приказал ему продемонстрировать силу своей веры, по молитве Зосимы перед ним предстал дикий лев. Пораженный этим чудом, правитель отпустил святого, который вскоре мирно скончался. В народе Зосима стали почитать как покровителя пчел.
Центральной темой дня были пчелы и подготовка пасек к зиме. С этого дня начинался период, известный как Пчелиная девятина, который длился девять дней. В это время пасечники убирали ульи в омшаники, утепляли их и проводили последние приготовления к холодам.
«Пчеловодство было не просто промыслом, а сакральным занятием. Пчела в народном сознании считалась божьей угодницей, а мед и воск воспринимались как дары свыше, обладающие чистой, целительной силой», — объясняет историк-этнограф Елена Камышева.
Мед в этот день считался особенно полезным. Существовал обычай утром натощак съедать ложку меда, запивая теплой водой, для укрепления здоровья на весь год. Хозяйки пекли медовые оладьи и пироги, которыми угощали семью и соседей. Щедрость считалась залогом благополучия.
Вечернее время было отведено для молодежи. Устраивались Трофимовы вечерки — посиделки, где юноши и девушки присматривались друг к другу, знакомились и выбирали себе пару. Считалось, что союзы, завязавшиеся в этот день, будут крепкими и счастливыми.
В этот день существовал свод строгих запретов, нарушение которых, по поверьям, могло привести к бедам. Главным грехом считалась жадность. Нельзя было отказывать в меде или угощении, особенно просящим и нуждающимся. Считалось, что скупость обернется для хозяина нуждой и болезнями.
Также под запретом находились любые ссоры, ругань и сквернословие, поскольку негативная энергия в этот день возвращалась сторицей. Следовало избегать приближения к водоемам, так как верили, что водяной может утянуть на дно. Не рекомендовалось брать в руки острые предметы и заниматься рукоделием, чтобы избежать травм.
Наряду с запретами, народная мудрость предписывала и ряд обязательных дел. День советовали начать с посещения церкви и молитвы святым покровителям. Пчеловоды просили у Зосимы защиты для своих пчел и пасеки.
Обязательным ритуалом было проявление щедрости. Нужно было поделиться медом и выпечкой с соседями, угостить странников и подать милостыню. Верили, что чем больше отдашь в этот день, тем больше благ вернется в дом в течение года. Также день считался благоприятным для домашних заготовок, например, квашения капусты, и для подготовки жилища к зиме: починки забора и утепления окон.
Ранее REGIONS рассказывал, что можно и нельзя делать на Арину Шиповницу.