
Управляемые аэростаты, исчезнувшие с небесных высот более восьмидесяти лет назад, могут получить в России второе рождение. Правительство страны утвердило концепцию научно-технологического развития транспортной отрасли до 2035 года, где среди перспективных технологий названы грузовые и пассажирские дирижабли. Согласно документу, их планируется применять для перевозок в труднодоступные регионы с недостаточной инфраструктурой. Этот шаг возрождает дискуссию о месте цеппелинов в современном мире.
Как отметил в беседе с изданием «Абзац» футуролог Сергей Журавлев, современные дирижабли, использующие инертный гелий вместо огнеопасного водорода, имеют новые возможности. Он считает, что трагедия «Гинденбурга» стала лишь поводом свернуть развитие отрасли. По его мнению, цеппелины могут найти нишу в туризме, став комфортабельными «воздушными лайнерами», а также в грузоперевозках, так как они способны транспортировать до 100 тонн на внешней подвеске, не приземляясь.
Однако у инициативы есть и скептики. Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров в разговоре с «Абзацем» указал на ключевую проблему — крайнюю метеозависимость аэростатов. По его расчетам, в российских климатических условий количество подходящих для их полетов дней слишком мало, что ставит под сомнение экономическую эффективность проектов как в грузовой, так и в туристической сфере.
Эпоха управляемых аэростатов началась в середине XIX века и достигла расцвета благодаря немецкому графу Фердинанду фон Цеппелину, наладившему серийное производство аппаратов с жестким каркасом. В России первый дирижабль построили в 1908 году, а в 1930-е годы даже существовало предприятие «Дирижаблестрой», выпускавшее аппараты для пассажирских рейсов и освоения Сибири и Крайнего Севера. Однако череда громких катастроф, самой известной из которых стало крушение немецкого «Гинденбурга» в 1937 году, подорвала доверие к этому виду транспорта. Дороговизна и уязвимость к погодным условиям окончательно склонили чашу весов в пользу стремительно развивавшейся авиации.
Ранее стало известно, как отличить легальное такси от «зазывалы».