
С 1 декабря 2025 года в России вступили в силу изменения в правилах расчета утилизационного сбора на ввозимые автомобили. Ключевым нововведением стало включение в формулу мощности двигателя. Эти меры, по заявлению Минпромторга, призваны бороться с «серым» импортом и поддержать отечественного производителя, напомнило интернет-издание «Абзац».
Новая методика расчета вводит дифференцированный подход: чем выше мощность двигателя, тем больше размер сбора. Автомобилей мощностью до 160 лошадиных сил это не коснется. Владельцы таких машин для личного пользования по-прежнему оплачивают фиксированную сумму: ₽3,4 тыс. за автомобили младше трех лет и ₽5,2 тыс. за модели старше.
«Подорожание утильсбора для меня как подарок на Новый год с отрицательным значением. <…> Думаю, что на 20% машины, привезенные в Россию [до 1 ноября], станут дороже. Никто не захочет терять прибыль», — сказал автоэксперт Иван Зенкевич.
По словам участника рынка Сергея Кутушева, ожидание повышения утильсбора уже спровоцировало рост цен на автомобили из Азии на 20–25% на фоне всплеска спроса. Эксперты прогнозируют, что в краткосрочной перспективе цены сохранятся на повышенном уровне, но к весне 2026 года могут начать снижаться из-за сезонного падения покупательской активности.
Некоторые специалисты критически оценивают реформу. По мнению автоэксперта Дмитрия Попова, игра с коэффициентами «на самом деле является средством лоббирования интересов определенных производителей». Автоэксперт Андрей Шмуров считает, что сложившаяся ситуация открывает путь к стагнации рынка, поскольку люди откажутся от покупки новых машин.
Ранее автоэксперт Евгений Ладушкин рассказал, как определить износ зимней резины.