
Традиционный метод длительного прогрева двигателя перед поездкой требует пересмотра в современных условиях. Изменения в технологии двигателей и экологические стандарты сформировали новые рекомендации по эксплуатации транспортных средств в холодный период. Об этом рассказывают автоэксперт Михаил Колодочкин и профессор кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.
Двигатель достигает рабочей температуры только после прогрева всех компонентов. Быстрее всего нагревается охлаждающая жидкость, за которой следуют детали верхней части мотора. Моторное масло в поддоне прогревается значительно медленнее, что отражается на повышенном расходе топлива даже после нормализации температуры антифриза.
Каталитический нейтрализатор, отвечающий за очистку выхлопных газов, требует наибольшего времени для выхода на рабочий режим. Скорость прогрева всех систем напрямую зависит от режима работы двигателя.
Основная проблема холодного пуска заключается в загустении моторного масла. Минеральные составы теряют текучесть при -20°C, синтетические сохраняют свойства до -45°C и ниже. Загустевшее масло не обеспечивает достаточную смазку трущихся деталей, что приводит к повышенному износу и росту механических потерь.
Сравнение различных стратегий прогрева при температуре -15°C демонстрирует разницу в расходе топлива на дистанции 5 км:
Современные экологические стандарты ужесточили требования к выбросам на всех режимах работы двигателя. При холодном пуске концентрация вредных веществ в выхлопе максимальна из-за необходимости обогащения топливной смеси.
Каталитический нейтрализатор эффективно работает только при достижении высокой температуры и оптимального состава смеси. Эксперименты показывают, что даже после 20 минут прогрева на стоянке нейтрализатор не выходит на рабочий режим.
Абсолютное количество выбросов углеводородов при различных стратегиях прогрева:
Компромиссный подход обеспечивает баланс между экономичностью, экологичностью и сохранением ресурса двигателя. Рекомендуется кратковременный прогрев в течение 3-5 минут, соответствующий времени очистки стекол от снега и льда.
Такой метод позволяет:
После начала движения следует избегать резких ускорений и высоких оборотов до полного прогрева всех систем. Плавный режим езды в течение первых 5-10 километров позволяет двигателю безопасно выйти на рабочие температуры.
Современные автомобили с системами старт-стоп и турбированными двигателями особенно чувствительны к резким нагрузкам на непрогретом моторе. Соблюдение рекомендаций производителя в сочетании с компромиссным подходом к прогреву обеспечивает оптимальные условия эксплуатации транспортного средства в зимний период.
О том, чем грозит автовладельцу длительный прогрев двигателя во дворе многоквартирного жилого дома, читайте в материале Regions.