В связи с многочисленными случаями закрытия воздушного пространства в ряде аэропортов Центральной России издание ТАСС опубликовало инструкцию для пассажиров при задержке или отмене авиарейса, опираясь на мнение квалифицированных юристов и экспертов в области туризма.
Пассажир задержанного рейса имеет право отказаться от полета. В этом случае отказ считается вынужденным, и авиакомпания обязана вернуть полную стоимость авиабилета, даже если он был приобретен по невозвратному тарифу. Твкже можно потребовать возмещения убытков и компенсации морального вреда. Например, если из-за задержки рейса пассажир опоздал на важную деловую встречу и понес финансовые потери или был вынужден приобрести новые билеты другой авиакомпании. Законодательством предусмотрено взыскание штрафа с авиаперевозчика.
Право на возврат денег за билет и получение дополнительной компенсации возникает только в том случае, если вина за задержку или отмену рейса лежит непосредственно на авиаперевозчике, например, при неисправности воздушного судна, нехватке самолетов или изменении расписания. Если же рейс был задержан из-за неблагоприятных погодных условий, оформить возврат, скорее всего, не удастся.
В Ассоциации туроператоров (АТОР) уточнили, что авиакомпания освобождается от обязанности компенсировать стоимость авиабилета, если задержка или отмена рейса произошла вследствие стихийного бедствия, военных действий, неблагоприятных метеоусловий, решения компетентных органов об отмене или запрете рейсов, а также при возникновении угрозы жизни и здоровью пассажиров во время выполнения полета. При этом авиакомпания обязана обеспечить пассажирам комфортные условия ожидания вылета.
При задержке рейса более чем на два часа авиакомпания обязана бесплатно предоставить пассажирам прохладительные напитки, обеспечить возможность совершения двух телефонных звонков или отправки двух электронных сообщений, а также предоставить комнату матери и ребенка для пассажиров с детьми до семи лет.
Если задержка составляет более четырех часов, авиакомпания должна обеспечить пассажиров горячим питанием и в дальнейшем кормить их каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов ночью.
При переносе вылета более чем на восемь часов днем или более чем на шесть часов ночью авиакомпания обязана разместить пассажиров в гостинице и обеспечить трансфер до места размещения и обратно. При этом размещение незнакомых пассажиров в одном номере недопустимо. В любом случае перевозчик должен организовать хранение багажа.
Если пассажир недоволен предложенными авиакомпанией вариантами питания или размещения, он может отказаться от них и самостоятельно оплатить более подходящие варианты. Впоследствии он имеет право потребовать от авиакомпании компенсации понесенных расходов, предоставив заявление и подтверждающие документы. В АТОР рекомендуют при выборе питания и размещения руководствоваться принципами разумности, понимая, что компенсация за обед в ресторане с мишленовскими звездами или ночь в президентском люксе пятизвездочного отеля маловероятна.
Кроме того, пассажиры имеют право на получение полной и достоверной информации о причинах задержки рейса и предполагаемом времени вылета.
За задержку рейса в России авиакомпания обязана выплатить пассажиру штраф в размере ста рублей за каждый час просрочки, но не более 50% от стоимости билета. Помимо этого, согласно закону «О защите прав потребителей», пассажир может претендовать на неустойку в размере 3% от стоимости билета за каждый час просрочки. Однако эксперты отмечают, что суды, как правило, не взыскивают одновременно и штраф, предусмотренный Воздушным кодексом, и неустойку по закону о защите прав потребителей.
В случае отмены рейса по вине авиакомпании она обязана вернуть пассажиру полную стоимость авиабилета. Для этого необходимо обратиться на стойку авиакомпании в аэропорту, в кассу или оформить возврат на сайте авиаперевозчика, предоставив заявление в свободной форме и авиабилеты. Авиакомпания обязана ответить на заявление в течение 30 дней. Если урегулировать спор мирным путем не удалось, единственным способом защиты прав потребителя остается обращение в суд.
Ранее REGIONS сообщал, что авиакомпании начали массовую отмену рейсов в воздушные гавани Подмосковья.