В начале июля в Новосибирске произошел случай, вызвавший вопросы о доступности метро для маломобильных пассажиров. Мужчина с травмой ног, передвигавшийся на костылях, не смог вызвать такси и решил спуститься в подземку. На станции «Октябрьская» ему предложили дождаться сопровождающего, но, не зная, сколько это займет времени, он продолжил путь с помощью случайных прохожих. На выходе со станции «Площадь Маркса» возникла новая проблема: подъемник в ТЦ Grani не работал. После переговоров его включили, но устройство требовало постоянного нажатия кнопки, что было невозможно для пассажира из-за его состояния. В итоге кнопку удерживал один из помогавших ему горожан.
После публикации истории редакцией Om1 Новосибирск местная мэрия провела проверку. В метрополитене подтвердили, что на каждой станции есть обученные сотрудники, готовые помочь маломобильным пассажирам. Всего таких специалистов — 120 человек. Услуга сопровождения доступна круглосуточно, но для оперативности советовали оформить заявку заранее через сайт или по телефону 222-49-80. Без предварительного уведомления помощь тоже окажут, однако ждать придется дольше, как и произошло с сибиряком.
Станции новосибирского метро оборудованы пандусами, расширенными турникетами и тактильной плиткой. Для инвалидов-колясочников предусмотрен мобильный лестничный подъемник. Дополнительно в городе действует услуга «Социальное такси», но она платная и требует записи за 1–2 дня. В месяц можно воспользоваться ею не более четырех раз.
После этого случая вспомнили про передовой опыт Москвы и работу местного метрополитена. Новосибирск почти догоняет столицу, но, очевидно, нуждается в доработках.
Так, в Москве с 2013 года работает Центр обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП). Его сотрудники сопровождают людей не только в метро, но и по всему городу — до вокзалов, больниц и даже аэропортов. Услуга бесплатная, а заявку можно оставить через сайт, приложение или по телефону. Инспекторы ЦОМП работают с 5:30 до 1:00 и помогают не только инвалидам, но и пожилым людям, а также родителям с колясками.
Новые станции московского метро проектируются с учетом нужд маломобильных пассажиров: в них устанавливают лифты, пандусы и тактильную плитку. В Новосибирске таких масштабных решений пока нет, но город совершенствует систему сопровождения по примеру столицы.
Ранее сообщалось, что в российских поездах появятся целые вагоны с игровой комнатой для детей.