
С 1 декабря 2025 года в России меняются правила расчета утильсбора для ввозимых автомобилей. О том, какие машины выгоднее приобрести, рассказал REGIONS управляющий партнер компании «Русяев и партнеры», юрист Илья Русяев.
«Реформа утильсбора, вступающая в силу с 1 декабря 2025 года, меняет условия для тех, кто планирует приобрести автомобиль в России, особенно если речь идет о машинах, ввезенных из‑за границы. Формула расчета сбора остается прежней, но государство корректирует коэффициенты: теперь они зависят не только от объема двигателя и возраста машины, но и от ее мощности. Именно этот параметр становится решающим для частных покупателей, которые традиционно рассчитывали на льготную ставку при ввозе автомобиля „для себя“», — отметил эксперт.
Для машин мощностью до 160 л. с. льготные ставки сохранятся, и частные покупатели будут платить скромные фиксированные суммы.
«На практике это означает, что интерес к компактным седанам и хэтчбекам вряд ли снизится: их стоимость не вырастет только из‑за утильсбора», — сказал Русяев.
Однако для автомобилей мощнее 160 л. с. льготы отменяются.
«Для них льготный порядок прекращает действовать. Сумма сбора рассчитывается по общей шкале и способна достигать сотен тысяч или даже миллионов рублей. Приобретение таких машин через параллельный импорт частному покупателю становится заметно более дорогим, а в некоторых случаях просто теряет смысл», — подчеркнул юрист.
Дилеры также столкнутся с ростом затрат из-за пересмотра коэффициентов, что может привести к удорожанию популярных иностранных моделей на российском рынке. При этом отечественные производители сохраняют господдержку в виде компенсаций и отсрочек платежей.
«На этом фоне производители, работающие внутри России, оказываются в относительно выгодном положении. Утильсбор они тоже обязаны исчислять по новой методике, но для таких компаний сохраняются меры государственной поддержки: компенсационные механизмы и отсрочки платежей. Это снижает риск резкого подорожания отечественных автомобилей, хотя окончательные ценовые решения остаются за самим производителем и зависят от множества экономических обстоятельств», — рассказал Русяев.
Также эксперт сообщил, что тем, кто присматривается к уже находящимся в стране машинам на вторичном рынке, беспокоиться о новом утильсборе не придется: он взимается один раз, когда автомобиль только вводится в обращение. Однако повышение стоимости ввоза более мощных иномарок почти неизбежно повлияет и на предложения в сегменте «свежих» подержанных машин.
«В результате покупателям придется внимательнее оценивать характеристики автомобиля, в частности его мощность, и учитывать, что новые правила по-разному влияют на автомобили в зависимости от их мощности и того, как именно они попадают на рынок — через импорт или локализованное производство», — отметил он.
Ранее стало известно, что изменится для водителей с 1 декабря 2025 года.