
В Московской области 22 исторических поселения, два из них — федерального значения, это Коломна и Зарайск. Для таких исторических поселений придумали даже свое название — подмосковное ожерелье, где каждый город — жемчужина.
«Регион у нас удивительный. Такая концентрация красоты и истории, такое количество возможностей таится внутри этой территории, что трудно передать. И хочется, чтобы жители Подмосковья и все наши граждане знали об этом», — рассказывает главный архитектор Московской области Александра Кузьмина.
Эксперт отметила, что чем отдаленнее территория от столицы, тем сложнее ее развивать. Делать это нужно не только за счет инфраструктуры и привлечения инвесторов, но за счет индивидуального подхода. Ведь у каждого города — своя уникальная история, свои смыслы и культурные коды, на которых и нужно сделать акцент.
Примером такого подхода может быть развитие Зарайска. За последний год он стал одним из наиболее посещаемых малых городов Московской и соседних областей.
«Хотя это очень маленький и удаленный город, в нем в разное время побывали многие известные и важные для культуры люди. Например, Федор Достоевский, который провел детство и юность в усадьбе Даровое под Зарайском. Он писал, что это были самые счастливые годы в его жизни и с большой любовью вспоминал», — рассказывает заместитель министра культуры и туризма Московской области Мария Баюх.
Но в то же время город известен и знаменитой перо-пуховой фабрикой промышленника Августа Редерса, которая со временем превратилось в известное обувное производство Ральф Рингер. А еще именно на территории Зарайского кремля нашли фигурку бизона из мамонтовой кости, возрастом примерно 22 тысячи лет. Находка имела большое научное значение. Также сейчас в Зарайске активно строятся кемпинги и глемпинги — живописная природа располагает.
Большое внимание уделяется и культурному развитию. В этом году в Зарайске уже в третий раз пройдет «Перезагрузка» — городской фестиваль современного искусства, который начнется 17 ноября, а завершится уже в начале следующего года. Мероприятие объединит выставки и образовательную программу. Главным гостем станет всемирно известный художник NAPASIO родом из Зарайска, чьи работы недавно выставлялись на международном фестивале в Лондоне. В родном городе NAPASIO выступит с перфомансом — распишет фасад здания.
«Все эти культурные коды мы решили использовать в будущих стратегиях, при привлечении инвесторов. Не ссылаясь на что-то одно. Зарайск — это не город Достоевского или город Кремля или одного только искусства. Мы взяли в работу все, что могли», — акцентировала Баюх.
Во время круглого стола градостроители обсудили еще один подход — создание туристических кластеров. В них могут попасть подмосковные города, которые уже привлекли туристов и те, которые пока не могут похвастаться большим потом гостей, но обладают серьезным потенциалом. Таким образом успех одной территории может стать драйвером развития для другой. Так, благодаря Коломне больше людей узнали о Зарайске.
«Мы рассматриваем как туристический кластер эти три города: Коломна, Луховицы и Зарайск. Например, Луховицы ценны тем, что там появился первый российский корабль, на него водружен был наш триколор. Но это пока еще остается за пределами внимания туристов, также как и гастрономические возможности этого района. Объединив Луховицы, Зарайск и Коломну, мы получил новый этап развития туризма в Подмосковье», — рассказал архитектор Сергей Зубков.
Однако создание концепций городов и индивидуальный подход — это лишь одна из составляющих успеха. Особое внимание нужно уделить реставрации местных достопримечательностей.
Один из ярких подмосковных проектов — реставрация Успенского замка в Одинцовском городском округе Московской области. Замок построен в 1880-х годах, а его последним владельцем был Сергей Морозов, брат Саввы Морозова. В часто бывал художник Исаак Левитан, который написал здесь несколько картин. В 70-х годах прошлого века, когда замок превратился в лечебницу, к нему пристроили еще один корпус.
Особенности реставрации замка и лечебницы 70-х годов — огромное количество ограничений, ведь важно было сохранить дух обеих построек. Но беда в том, что объекты соединенные воздушным переходом и представляющие как бы единое целое, совершенно не сочетаются друг с другом.
«Первое, что мы решили сделать — это убрать этот переход. И сразу эти два объекта начнут друг друга дополнят и работать в ансамбле. Даже несмотря на неоднозначность этого ансамбля. Ведь новый корпус на самом деле представляет не меньшую ценность чем дворец. Это прекрасный памятник советского модернизма», — отметил архитектор Всеволод Медведев.
В реставрации применяются не только дорогостоящие современные технологии, но и большое количество аутентичных материалов, это необходимо для сохранения внешнего облика объектов. По окончанию работ усадьба станет масштабным культурным центром и точкой притяжения не только для всего городского округа, но и Подмосковья.