
В музее-заповеднике «Горки Ленинские» представлена уникальная люстра, некогда украшавшая интерьеры одной из самых загадочных женщин в династии фабрикантов Морозовых — Зинаиды Григорьевны.
«Этот выдающийся образец декоративно-прикладного искусства, выполненный в величественном стиле ампир, не только поражает своей красотой, но и служит ярким свидетельством ушедшей эпохи богатства, вкуса и культурной жизни», — рассказали в музее-заповеднике Горки Ленинские.
Зинаида Григорьевна Морозова (в девичестве Зимина, в замужестве — Рейнбот, а затем фон Струве) — фигура, окутанная легендами и интригами. Примечательно, что она дважды выходила замуж за представителей семьи Морозовых. Сначала была замужем за Сергеем Морозовым, а после развода стала супругой его брата, легендарного Саввы Морозова, одного из крупнейших российских промышленников и меценатов, чье состояние и влияние были колоссальны. Зинаида Морозова, известная своей красотой, острым умом и безупречным вкусом, превратила свой знаменитый особняк на Спиридоновке в Москве (ныне Дом приемов МИД РФ), построенный по проекту Ф. Шехтеля, в настоящий центр светской и культурной жизни. Здесь собирались писатели, художники, политики и даже революционеры.
Зинаида Морозова не просто коллекционировала предметы искусства; она создавала вокруг себя мир безупречной роскоши и изысканности, в котором каждая деталь, от мебели до таких грандиозных люстр, была воплощением ее статуса, эстетических предпочтений и стремления к совершенству.
Ее коллекция была известна своим размахом и качеством, и представленная в Горках люстра — лишь один из бриллиантов этого собрания.
Люстра Морозовых является ярким образцом стиля ампир (от фр. empire — империя), который достиг своего расцвета в Европе в первой трети XIX века, в эпоху наполеоновских войн. Этот стиль, развившийся из неоклассицизма, отличался величественностью, парадностью и стремлением к монументальности, черпая вдохновение в искусстве Древнего Рима и Египта.
Ключевые черты ампира — это строгая симметрия, массивные формы, обилие золоченой бронзы, лавровые венки, военная символика (орлы, мечи, щиты) и античные мотивы.
В композиции люстры особое место занимают амуры и ангелы. В ампире они не просто декоративны; эти мифологические фигуры символизируют чистоту, невинность, а иногда и триумф любви или победы. Они гармонично вплетаются в общую торжественную и героическую эстетику стиля, придавая люстре одновременно изящество и легкость на фоне ее монументальности. Использование таких элементов добавляет произведению не только эстетическую ценность, но и глубокий символизм.
Оценка стоимости подобных антикварных предметов искусства всегда является сложной задачей. Однако специалисты сходятся во мнении, что люстра такого класса, обладающая неоспоримой историей владения столь значимой личностью, представляет собой колоссальную ценность.
«Стоимость аналогичного предмета на мировом антикварном рынке может составлять от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей. Ее ценность определяется не весом бронзы и качеством художественного исполнения, а, в первую очередь, ее уникальной исторической и культурной значимостью», — прокомментировал сотрудник антикварного магазина Филипп Коротков.
Посетители музея-заповедника «Горки Ленинские» получают редкую возможность прикоснуться к подлинной истории, ощутить атмосферу роскоши ушедших веков и оценить мастерство тех, кто создавал эти нетленные произведения искусства. Увидеть эту действующую люстру можно на экскурсии в Горках. 6+
Ранее сообщалось, что в Ленинском округе проходит выставка «Жолтовский. Сукоян. Горки» (6+)