
Больше ста лет назад, на 24 декабря приходился сочельник Рождества. В дореволюционной усадебной жизни это было время радостного предвкушения праздника: дома преображались, наполнялись живыми цветами, особым светом и торжественным настроем.
Завтра, 25 декабря Рождество Христово будут отмечать католики, протестанты и часть православных общин.
На протяжении веков одним из центральных символов этого праздника остается образ Богоматери, одинаково глубоко почитаемый как в католическом, так и в православном мире.
В Большом доме музея-усадьбы «Горки» можно увидеть литографию с известного произведения Сандро Боттичелли «Мадонна Магнификат», оригинал которого хранится в галерее Уффици. Эта работа по праву считается одной из ключевых в наследии мастера эпохи Возрождения, представителя флорентийской школы.
Происхождение картины до сих пор вызывает дискуссии у искусствоведов. Распространена версия, что художник создал ее как аллегорию семьи Медичи — выдающихся меценатов, благодаря поддержке которых так мощно расцвело искусство Ренессанса.
В России на рубеже XIX–XX веков подобную роль покровителей искусства взяли на себя Морозовы, за что современники и прозвали их «русскими Медичи». Вероятно, именно с этим ассоциативным рядом связано появление литографии Боттичелли в интерьере усадьбы последней владелицы Горок — Зинаиды Морозовой-Рейнбот.
В размеренной усадебной жизни Российской империи Рождество считалось самым долгожданным праздником года.
Праздничный стол отличался обилием живых цветов, и хозяйка обязательно лично участвовала в выборе и обсуждении цветочных композиций.
Зинаида Григорьевна была особенно неравнодушна к цветочным мотивам в оформлении интерьеров. В начале ХХ века цветы становятся важной частью не только убранства комнат, но и праздничных угощений: повара и кондитеры соревнуются в создании утонченных, почти ювелирных цветочных композиций.
Одним из символов эпохи модерн была калла — цветок, олицетворявший верность и искреннюю любовь.
Ранее REGIONS рассказывал, что в округа прошла елка на воде.