
Экспозиция «Жолтовский. Сукоян. Горки», открывшаяся в музее-заповеднике «Горки Ленинские», объединяет живопись, графику, архивные документы и личные свидетельства учителя и ученика об авторстве главного здания усадьбы.
От устоявшейся версии — к документам
Долгие годы в популярной версии реконструкцию главного здания усадьбы в начале XX века связывали с Федором Шехтелем: именно ему приписывали появление боковых пристроек, одной из которых служила оранжерея‑зимний сад. Этот взгляд подпитывался общим контекстом заказов семьи Морозовых и активным меценатством Саввы Морозова, супруга Зинаиды Григорьевны. Однако архивного подтверждения конкретного авторства Шехтеля применительно к Горкам найдено не было.
«Мнение о том, что автором мог быть Федор Шехтель не подтверждается никакими документами вообще. В известном смысле это является интеллектуальной конструкцией, „а что если бы?“», — говорит Борис Власов, ученый секретарь музея-заповедника «Горки Ленинские».
Новый свидетель: «Горки — тоже я делал»
Поворот в дискуссии придают материалы, впервые публично представлены на выставке. В них зафиксировано участие Ивана Жолтовского в формировании облика усадьбы: по воспоминаниям учеников, мастер прямо говорил о своей работе для Зинаиды Григорьевны Морозовой: «Горки — это тоже я делал. Где Ленин жил». Эти слова отражены в записях ученика Жолтовского Николая Сукояна.
Николай Сукоян, архитектор и художник, ученик Жолтовского и один из создателей проекта Новой Третьяковки, выступает в экспозиции и как свидетель творческой школы, и как автор собственной художественной линии. Его архив, переданный музею дочерью, Вероникой Сукоян, включает чертежи, фотографии, дружеские шаржи, пресс‑вырезки и рабочие тетради — редкий взгляд внутрь «кухни» советской архитектурной мастерской середины XX века.
Ранее REGIONS рассказывал, что видновчане вяжут игрушки к Новому году.