
Жительница Видного Лилия Мигунова вспоминает, что страдает от укачивания с детства.
«Стоит сесть на заднее сиденье автомобиля, как через несколько минут приходится просить остановиться, чтобы подышать свежим воздухом. Длинные маршруты для меня — испытание: дорога отнимает силы задолго до того, как начинается отпуск или важная поездка», — вспоминает Лилия.
Таких историй — тысячи, и врачи хорошо понимают, как сильно кинетоз (так по‑научному называется укачивание) может портить качество жизни.
Почему же одних людей укачивает почти всегда, а другие спокойно читают книгу в дороге? Терапевт Видновской больницы Зарема Тен объясняет: дело в том, что мозг получает противоречивые сигналы от разных систем организма.
«Вестибулярный аппарат во внутреннем ухе сообщает: „Мы двигаемся, нас трясет и качает“, а глаза при этом видят, к примеру, неподвижный салон машины или тесное пространство самолета. Возникает сенсорный конфликт — мозг будто не понимает, что происходит», — говорит врач.
Организм реагирует на это как на потенциальную угрозу, сравнимую с отравлением. Срабатывают древние защитные механизмы: появляется тошнота, может возникать рвота, кружится голова, выступает холодный пот, появляется слабость. Так тело «перестраховывается», пытаясь избавиться от предполагаемого яда, хотя на самом деле никакого токсина нет — есть только несогласованность сигналов от органов чувств. Чем сильнее тряска, качка, турбулентность или резкие повороты, тем ярче проявляются симптомы.
Механизм укачивания по‑разному проявляется в зависимости от вида транспорта. В автомобиле особенно тяжело тем, кто сидит сзади, не видит дорогу и не контролирует движение: вестибулярный аппарат чувствует ускорения и повороты, а глаза фиксируют почти неподвижный интерьер. В самолете к этому добавляются турбулентность и перепады высоты, а отсутствие четкого горизонта за иллюминатором усиливает дискомфорт. На корабле главную роль играет постоянная качка: медленные, но выраженные колебания вверх‑вниз и из стороны в сторону сильно раздражают вестибулярную систему.
Понимая, как работает этот механизм, врачи Видновской больницы учат пациентов простым, но действенным способам снизить риск укачивания еще до начала поездки.
Один из главных советов — по возможности выбирать места, где меньше трясет и лучше видно дорогу. В машине это переднее сиденье по ходу движения, в автобусе — места ближе к передней части салона, в самолете — в районе крыльев, где турбулентность ощущается слабее, на корабле — ближе к центру судна.
Видновчанка Лилия, зная свою «любовь» к поездкам выработала для себя алгоритм действий.
«Накануне поездки не стоит переедать, особенно жирной и тяжелой пищей. Оптимально поесть за 1,5–2 часа до выезда, выбрав легкий перекус: тогда желудок не будет переполнен, а риск сильной тошноты станет ниже. Перед дорогой лучше отказаться от алкоголя: он усиливает головокружение и ухудшает общее самочувствие. И лучше не злоупотреблять сладкими газированными напитками и фастфудом в пути — это тоже может усилить симптомы» — говорит она.
Ранее REGIONS рассказывал, что врач из округа стала народным доктором Подмосковья.