Революционное движение в этом и соседних населенных пунктах заинтересовало американских ученых и общественников. Настолько, что они приехали сюда изучить отдельное крестьянское государство, однако — сами угодили в арестанты. Появилась отдельная республика в царской России, и все благодаря «приговору» крестьян деревни Марково. Он был издан в газетах по всей России, а позже и за рубежом под заголовком «Крестьянский манифест».
Революционное движение крестьян распространилось не только на деревню Марково, но и на соседние, а также Зубцовский уезд Тверской губернии. Республика просуществовала восемь месяцев, затем организаторы попали в Бутырскую тюрьму.
Позже, 30 июля 1906 года, деревню Марково посетили американцы.
«Профессор Бракесли и его спутники, беседовали с крестьянами и побывали в доме волостного правления, где недавно заседало „правительство“ отдельной республики. Сопровождавший иностранцев журналист Дживелегов писал, что для ознакомления с восстанием крестьян приехали ученые Чикагского университета. Их сопровождал в качестве переводчика журналист газеты „Новая жизнь“ Артур Буллард»,
— рассказала заведующая сектором информационно-краеведческой работы МБУ «Волоколамский БЦ» Галина Кулакова.
Американцы побывали в Маркове, беседовали с крестьянами и дали им самую высокую оценку, назвав их настоящими джентльменами, которыми гордилось бы всякое культурное государство.
«В Марковской волости заокеанских гостей арестовали и со станции Шаховская привезли в Волоколамск. На рассвете в Волоколамске им великодушно разрешили позавтракать в станционном буфете. При путешествии до города сломалась ось колеса и до самого Волоколамска они добрались только к утру. У арестантов урядник забрал карточки и разрешил остаться снаружи на зеленом холме, откуда открывался широкий вид на грандиозный собор и жалкие лачужки вечно выгорающего города»,
— добавила Галина Кулакова
По словам Кулаковой, урядник с карточками арестантов отправился доложить исправнику о поимке важных преступников. Прошло шесть часов. И только тогда навстречу американцам вышла молодая элегантная дама, в сопровождении мужчины, который нес за ней портфель.
Она стала допрашивать иностранцев, на чистом английском. «Американцы были поражены. Они не ожидали, что в глухом углу России, охваченном революционным движением, во главе уездной полиции стоит молодая женщина.
«Этого даже в Америке нет!» — удивлялись они. Оказалось, что, по докладу урядника, исправник решил, что все задержанные — американцы, и говорят только по-английски. А его жена 13 лет тому назад была в Чикаго на выставке. Могла ли она ожидать, что к ней приволокут в качестве арестанта ее знакомого американца, и что она будет его допрашивать в качестве волоколамской исправницы…
Вот такая забавная история. Надо сказать, что она разрешилась положительно.
В американское посольство была отправлена телеграмма о задержании иностранцев. В ответ на которую пришла просьба отпустить американцев. И те благополучно отправились восвояси. Стоит отметить, что тех организаторов республики, кто выжил после тюрьмы и революции, повторно отправили отбывать наказание уже при советской власти.