Практически каждому человеку, который оставлял свой номер телефона при регистрации на сайтах, в магазинах и других организациях сферы услуг, приходят сообщения и поступают звонки от незнакомцев. Среди них всегда будут мошенники, телефонные базы перепродаются, чаще всего преступники представляются сотрудниками госорганов.
Преступления пошли дальше телефонных звонков. Как приманку используют метод «службы доставки».
Метод «службы доставки»
Есть пострадавшие жители многоквартирных домов, кто видел у своей двери записку: «Вам посылка! Позвоните-получите! Внимание! Была доставка! Вас не было дома, пожалуйста, перезвоните по номеру... При звонке назовите номер доставки 58705876...».
Мошенники оставляют в почтовом ящике сообщения о якобы недоставленной посылке: заказ внутри оценивают в крупную сумму, и чтобы его забрать, нужно срочно позвонить по указанному номеру.
В то время призывы к критическому мышлению звучат из всех телевизоров, но и это не помогает.
Правила поведения, навыки критического мышления и способы обойти «профессионалов»
Будьте осторожны, не перезванивайте по указанному номеру. Не доверяйте неожиданным уведомлениям о посылках, особенно если вы ничего не заказывали. Будьте бдительны - не общайтесь по телефону с незнакомцами.
Сотрудники правоохранительных органов приглашают в свой кабинет по повестке, а не по телефону и не просят перевести средства на «безопасные» и «резервные» счета.
Попадаются на уловки даже те, кто недавно смеялся над мошенниками. Все потому, что уловки становятся все более «профессиональными».
Чтобы защититься от звонков из «службы безопасности банка» или от «представителей госорганов» надо всего лишь не отвечать на звонки с неизвестных вам номеров.
Не совершать никаких действий и банковских операций по инструкциям звонящего. При опасениях за сохранность денег связаться со своим Банком или обратиться лично в офис.
Метод «Поручения от руководителя». Как защититься
Мошенники взламывают аккаунты пользователя и отправляют сообщения его подчиненным как поручения от руководителя.
как защититься в таких ситуациях:
— не торопитесь и не принимайте спонтанных решений;
— используйте критическое мышление: поставьте под сомнение ситуацию;
— обратитесь к руководителю лично или созвонитесь с ним по телефону;
— обсудите информацию с друзьями, родственниками, в чьем мнении вы точно можете быть уверены.
Речь не о наивности, а о «профессионализме», изощренных способах влияния
«Якобы на меня взят кредит, чтобы его остановить, надо взять встречный кредит. Я не стала впутывать близких, потому что может быть еще хуже» - поделилась Светлана Лукьянец.
«Три минуты назад в систему банка поступила заявка об изменении вашего финансового номера телефона. Данное заявление вы подавали..», — на такой крючок попалась Светлана Лукьянец.
«Почему я пошла брать этот кредит. Я боялась», — рассказывает Наталья Галив, пострадавшая от действий мошенников по телефону.
Особенно профессиональный голос мошенников вызывает испуг у каждого, вне зависимости от образования, возраста, принадлежности к профессии, социальному статусу. А также вне зависимости от того, поверил человек или нет. Остается надеяться, что это был мелкий мошенник, не «профессионал».
«Очевидно, что речь идет не о наивности пострадавших, а о тех изощренных способах, к которым прибегают телефонные и иные мошенники. У преступников работают целые кулл-центры по специальным скриптам, и поэтому, к большому сожалению, они весьма эффективны», - рассказал Андрей Курпатов, руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека.
«Я же на задании, я разведчик», — рассказывает о своих ощущениях в момент звонка, Геннадий Ратобыльский.
Злоумышленник способен ввести человека в состояние, подобное психологическому трансу.
Мошенники говорят: «Мы то деньги вам вернем, если вы поступите так, как мы вам скажем».
Поджог финансовых учреждений пенсионерками как результат влияния гигантской системы обученных мошенников
Особый голос и влиятельная речь, испуг, вопросы о безопасности — далеко не весь арсенал работы гигантской машины обученных преступников. Они используют новейшие методы влияния на поведение человека.
«Мне сказали, мы с вами поедем в строительный магазин. Купите две бутылки растворителя и купить зажигалку» - сообщила Наталья.
Набережные Челны, Санкт-Петербург, Татарстан — регионы с чудовищными, уже реализованными планами преступников. В средствах массовой информации все чаще попадаются новости: «Пенсионерка пыталась поджечь офис финансового учреждения».
Украденные деньги мошенники, естественно, не возвращают, а жертвы сами становятся преступниками. Это может коснуться каждого.
В целях заботы о сбережениях клиентов банки начали искать методы борьбы с мошенничеством
Сбербанк организовал проект, где приглашает на диалог вживую пострадавших и потенциально вовлеченных, чтобы вывести из-под влияния своих клиентов без последствий для них. Regions.ru рассказали о результатах такой работы.
«В июне месяце мы запустили проект, в рамках которого мы приглашаем клиентов в офис банка и уже путем живого диалога пытаемся вывести из-под воздействия мошенников. Наш сотрудники спасли более 800 клиентов. Предотвращенный ущерб клиентов составил 650 миллионов рублей», — рассказал Дмитрий Сафронов, руководитель департамента безопасности Сбербанка.
Мошенников меньше не станет, но станет меньше пострадавших от них.
«Каждый день ко мне приходят от 14 до 22 клиентов. Только при личном контакте, коммуникации, можно понять, находится ли человек под влиянием третьих лиц, и помочь ему выйти из этого состояния самостоятельно», - уточнил Дмитрий Кузнецов, сотрудник безопасности банка.
С июня ежедневно к Дмитрию Кузнецову приходят от 14 до 22 человек, пострадавших от мошенников и получивших звонки от них.
«Хочется верить, что исход этой борьбы будет за хорошими людьми и социальной ответственностью», — Андрей Курпатов, руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека.
Андрей Курпатов изучает влияние агрессивной информационной среды на мышление и психику человека. Более 50 его статей посвящены темам цифровой зависимости и информационной псевдодебильности.