Каждому учителю задавали одинаковый набор вопросов. Герои, конечно же, отвечали по-разному, что позволяет читателю провести параллели, найти сходства и различия. Вот, что педагоги поведали о себе. Их рассказ приводится от первого лица.
Елена Егорова — учитель физики и математики МБОУ «Лицей № 5». Многодетная мама (у нее трое детей), она с успехом совмещает профессию педагога и семейные хлопоты.
«Учителем математики в старших классах я решила стать еще в детском саду, когда еще даже не знала, что такое математика. Профессию я получала в Коломне, тогда вуз назывался Коломенский государственный педагогический институт.
Работа учителя не просто влияет на образ жизни. Она этот образ жизни определяет. Раньше существовала фраза, что «приходя домой, выключать учителя». В современных реалиях это невозможно, на работе, на улице, в магазине ты — учитель. Но и дома, в семейном кругу, если не манера поведения, то профессиональный и психологический опыт все-равно влияют на поведение и общение с близкими.
Учитель должен любить детей и свой предмет. Это банально, но абсолютно верно. Только испытывая безграничную любовь к детям, можно понять и принять каждого ребенка, найти к нему путь. А любовь к своему предмету не дает погаснуть тому огоньку, который нужно зажечь в сердцах и головах детей.
Чтобы дети слушали и слышали, с ними нужно разговаривать как со взрослыми. Аргументировать, обосновывать, общаться на равных, но не спускаясь до уровня подростка, а поднимая учеников до уровня взрослых.
Что можно сказать человеку, который задумался о карьере учителя? Дерзай! Пробуй! Все дети разные, один год никогда не будет похож на другой. Всегда придется прокладывать новые дорожки и чему-то учиться. Легко не будет, но точно будет интересно».
Наталия Пронина — учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя школа № 1 им. В. Н. Леонова». Примечательно, что, выбрав место работы, она не изменяет ему уже более 17 лет.
«Меня с детства привлекала эта профессия, я себя комфортно ощущала в роли учителя. Поэтому по окончании школы решила поступать в педагогический вуз — Коломенский государственный педагогический институт, ныне ГСГУ.
По моему мнению, чтобы быть учителем, необходимы такие личностные характеристики, как умение найти подход к каждому из детей, любить свой предмет, в доступной форме доносить учебный материал до каждого ребенка, безусловно, артистизм и умение находить выход из любой ситуации. Чтобы состояться в профессии учителя, необходимо прежде всего любить каждого ребенка и преподносить материал по тому или иному предмету в игровой форме.
На любом уроке необходимо делать лирические отступления, для того чтобы не только раскрыть тему занятия, но и привести примеры из жизненного опыта или литературного произведения. Воспитание порой опережает обучение. «Глаголом жечь сердца людей», — мой педагогический прием. Учитель с помощью слова способен воздействовать на душу каждого ребенка, зарождая в ней понимание о доброте, любви, дружбе — обо всех нравственных категориях, которые являются простыми истинами.
Молодым преподавателям и начинающим учителям хочу пожелать терпения, веры в свою профессию, творческих успехов и педагогических свершений в будущем!».
Никита Лебедев работает тренером-преподавателем МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа». До этого он прошел длинный путь от молодого человека, увлекающегося футболом, до тренера. Вот, что он рассказал REGIONS.
«Учителем я решил стать после пробной работы тренером. Тогда понял для себя, что с детьми получается найти общий язык, и, самое главное, у меня есть, чем поделиться с ними. Быть именно учителем мне хотелось по той причине, что я не ограничивался только футболом, а был знаком и с другими видами деятельности, которые проходят на уроках физической культуры. Это давало возможность для большей реализации собственных способностей. Закончил я ГСГУ, имею степень магистра.
Моя работа толкает меня к постоянному развитию. Это необязательно спорт. Учитель должен был подкован во многих областях, начиная с психологии и заканчивая основой медицинских знаний. Приходится жертвовать временем, которое можно было пустить на развлечения. Это важный ресурс, которым приходится распоряжаться очень тщательно, иначе рискуешь потерять хватку. Обогащает наша работа эмоциями. Улыбки, смех и достигнутый результат — это повод быть счастливым.
Учитель обязательно должен быть интересным и справедливым. Скука — это злейший враг развития. А справедливым нужно быть для создания крепкого коллектива. Макаренко, например, был очень тонким психологом, и создал такую систему, где ребята могли сами принимать решения и, самое главное, каждый мог высказаться и сделать предложение. В таких случаях нужно быть как противовес, который постоянно должен следить за балансом. Надо уметь убеждать.
Дети очень тонко чувствуют фальш. Если ты в работе из-за денег, то сразу «до свидания». Они должны чувствовать твою заинтересованность в их развитии. Да, иногда приходится проводить нелицеприятные разговоры. Но такова жизнь, к этому надо быть готовым, и важно уметь перезаряжаться.
Молодым учителям я советую не бояться совершать ошибки. Это не значит, что нужно делать, не обдумав. Это значит, что вы можете получить возможность для роста только в том случае, если окажетесь в ситуациях, ранее вам незнакомых. Негативный результат — это тоже результат, главное, сделать правильные выводы».
Ранее REGIONS рассказал о самом спортивном пенсионере Зарайска Александре Купэнко.