Ореховый или хлебный Спас ежегодно отмечается 29 августа. В 2025 году праздник выпадает на пятницу. До перехода на григорианский календарь торжество отмечали 16 августа по старому стилю. Праздник называли Спожинками, связывая с завершением Успенского поста, а также третьим или последним Спасом.
В православной традиции Ореховый Спас совпадает с днем перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа, поэтому в народе его часто называли Спасом на полотне. В регионах, где орехи не выращивались, праздник именовали Хлебным Спасом — здесь принято было печь пироги из муки нового урожая. Как третий по счету праздник августа, он завершает цикл Спасов после Медового (14 августа) и Яблочного (19 августа).
Слово «Спас» означает «Спаситель», то есть Иисус Христос. Каждый из трех Спасов, будучи народным праздником, имеет глубокие христианские корни. 29 августа православная церковь вспоминает перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь.
Согласно библейскому преданию, во время земной жизни Христа о его способности исцелять больных узнал князь Авгарь, правивший сирийским городом Эдессой (современная Шанлыурфа в Турции). Страдавший проказой правитель не мог лично отправиться в Иудею, поэтому направил к Спасителю живописца Ананию с поручением создать портрет Иисуса.
Художнику не удавалось приблизиться к Христу, которого постоянно окружали люди. Зная желание Авгаря, Спаситель умыл лицо и вытер его полотенцем, на котором отобразился его образ. Это полотно Иисус передал Анании, поручив отнести больному князю с обещанием, что вскоре в Эдессу прибудет один из его учеников. После вознесения Христа апостол Фаддей отправился к Авгарю и исцелил его. Полотно с образом Спасителя стало святыней, которую установили над городскими воротами Эдессы.
В 944 году император Константин Багрянородный выкупил Нерукотворенный образ у правителя Эдессы и перенес в Константинополь. Здесь святыню хранили в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О дальнейшей судьбе полотна существует несколько версий, согласно одной из которых святыня была похищена крестоносцами, но корабль затонул в Мраморном море.
Ореховый Спас, в отличие от двух предыдущих, не выпадает на период поста, поэтому для православных верующих не предусмотрено строгих ограничений в питании. По описанию историков, крестьяне старались к этому дню завершить жатву — собрать хлеб и последний сноп в поле. Поэтому праздник называли «Спожинками-дожинками», а в некоторых местностях закрепилось название «Госпожинки».
«Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко — на гумне», — говорили в народе, подразумевая, что у хороших хлеборобов к празднику урожай уже собран и хранится в специальном помещении.
Накануне торжества, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в деревнях освящали в церквях свежеиспеченные караваи. По возвращении домой люди начинали разговляться после поста, первым делом употребляя хлеб и пироги из новой муки.
В день Орехового Спаса щедрые хозяева устраивали хлебосольные застолья для работников, помогавших собирать урожай.
Существовала красивая традиция надевать на головы молодым девушкам венки из колосьев и полевых цветов. В составе процессии красавицы шли по домам, где передавали хлебные снопы и венки. В ответ жители старались щедро угостить пришедших.
На Третий Спас существовала примета ходить к водоемам и наблюдать за течением. Спокойная вода предвещала тихую осень и зиму без метелей.
Ранее REGIONS сообщал о том, что духовное путешествие в Муром и Дивеево совершили верующие из Зарайска.