Мои первые опыты в фотографии были сделаны с помощью старой мыльницы из 90-х годов. Позже я начал снимать на телефон. Но, пожалуй, наибольший импульс моему увлечению фотографией стали путешествия в Москву вместе с мамой. В ходе этих поездок я сделал немало фото на ту самую мыльницу, она, кстати, до сих пор хранится у меня. Затем я приобрел советский фотоаппарат «Зоркий 4». Мне нравилось заряжать его пленкой, настраивать дальномер и все такое. Однако пленочная фотография стала дорогой, и я перешел на цифровую.
Еще одним важным событием стало знакомство с Сергеем Николаевичем Петрухиным, моим учителем и наставником в зарайском Центре детского творчества. Я вообще-то занимался в кружке по рисованию под руководством Николая Ивановича Филиппова. Но потом друг убедил меня зайти в студию «Репортер», которую вел Сергей Николаевич. У него я учился фотографии многие годы, вместе мы снимали крестные ходы и выезжали на пленэры. Свои работы я время от времени показываю ему до сих пор.
Ну, во-первых, чем меня привлекает репортажная фотография, это тем, что, допустим, утром ты можешь снимать какие-то мероприятия с вип-персонами, а вечером — слесарей не заводе. И везде ты будешь в своей тарелке, потому что у тебя есть дело. Второе, в репортажной фотографии меня нравится документальная сторона вопроса. Ты можешь судить о явлениях и о событиях на основе собственного видения, а не из пересказа. В-третьих, об этом хорошо писал легендарный фотограф Роберт Каппа, один раз попробуешь, и тебе захочется вновь и вновь переживать эти этот драйв, эти эмоции. Когда ты поймал тот самый исторический кадр, момент, который никогда не повторится. Он есть только у тебя под таким углом подхода, который волнует только тебя. Ну или ты подумаешь и снимешь так, чтобы он волновал еще кого-то, но все-таки фотография — это субъективная вещь. И это такой стиль жизни, когда ты можешь дома сидеть спокойно, а через пять минут каждая клеточка твоего тела будет желать одного, добраться до нужного места и сделать кадр.
Если говорить о моей самой любимой фотографии, то она не одна, потому что это все-таки портреты дорогих мне людей. Но, мне кажется, самой удачной и успешной в плане уличной фотографии стал так называемый «мужик с ванной». Название кадрам я не даю никогда, вот и на выставках порой организаторы называют ее по-разному, я не против. Вот и мужик с ванной получился совершенно банально, гулял с другом, видим, какой-то дядька привязывает к ванне веревку и потащил ее. Быстро понял, что получится хорошая картинка, было видно, что он пойдет рядом с храмом. Там я его ждал, и все сошлось, и он перешел дорогу там, где мне надо, и я нажал, и не думал, что это будет так круто. Я, наоборот, был тогда разочарован, думал, что можно было сделать лучше. Несколько лет так считал, пока не понял, не посмотрел на эту картинку свежим взглядом. Да, так бывает, когда вы заходите в архивы и оттуда что-то выцепляете, что сняли десять лет назад. И понимаете, что тогда об этом вообще даже не задумывались, а картинка великолепная. Поэтому ничего никогда не удаляйте.
О проектах как-то сложно говорить, их всех обобщать и подводить какую-то черту. Их у меня несколько, не только о людях, но и явлениях, событиях. И это далеко не всегда конечная история, никто не мешает мне их дальше продолжать, поэтому такого нет, что точка поставлена, и все.
Вот сейчас у меня очень хороший проект про парочки. Это возможно, звучит банально, но это мило, о доброте, очень приятная серия, которую я рад продолжать. Судьба подкидывает мне моменты, когда я с камерой в руках, и картинка попадает в эту серию с парочками. Имеется в виду в городе, либо где-то в деревне, он и она — двое гуляют, сидят, болтают, едут на общественном транспорте. Вот это серия у меня сейчас в работе.
Еще был хороший проект с Дмитрием Корзиновым о буднях музыканта, я публиковал его частично, но его нужно оформить целиком.
Оборудование — это важно. Но не в первую очередь. Потому что, я считаю, есть три самых важных момента в работе жанрового фотографа, документалиста. Первое, это нужно подумать, что ты хочешь людям показать, какую мысль транслировать. Второе, каким образом, какими приемами ты это будешь делать, если очень упростить, это настройки камеры и композиция. И лишь третье, это какое оборудование нужно для твоего замысла. Иногда то, что у тебя есть, не хватает, приходится прибегать к услугам организаций по аренде оборудования или планировать покупку новой техники. Но вообще, лучшее оборудование — это то, что у тебя есть сейчас, потому что именно оно помогает тебе в творчестве.
Первый совет, это то, что вы со своими камерами никому ничего не должны, кроме себя. Исключение — разные социальные и общественные проекты, затрагивающие интересы, может быть даже жизни большого количества людей (экология, например). Тут уже готовьтесь нести груз ответственности за свой контент со всеми вытекающими последствиями.
Второй совет начинающему, это чтобы человек помнил о тех трех вещах, описанных выше. И не думал о себе плохо, не сравнивал себя с кем-то, а все внимание уделял своей работе, ее качеству, ее смыслу.
Третий совет, это не останавливать саморазвитие. Банально, но фотограф не должен стоять на месте, потому что мы запечатлеваем мир в своих фото, а мир, как известно, постоянно меняется.
Четвертый совет — чаще смотрите по сторонам. Понятно, что на топовых событиях интереснее, но вокруг вас творится жизнь и история, сюжеты — всегда рядом. Зачастую такие кадры могут быть ценнее карточек с Чемпионата мира по футболу.
Пятый совет заключается в том, что нужно досконально изучить свою технику. Инструмент — это продолжение вашей руки и вашей головы, и эта связка должна работать а) быстро и б) с безупречной надежностью.
Ранее стало известно, чем запомнился фестиваль Таврида.АРТ зарайцам.