В народе святой носил имя Андрей Налива. 17 июля в 8:30 и 17:00 в храме Богоявления на территории Успенского собора на Городке пройдет Божественная литургия (со звоном) и Всенощное бдение, где вспомнят прославленного иконописца.
Успенский собор в Звенигороде — уникальный памятник древнерусской архитектуры конца XIV столетия, сохранивший свой подлинный облик.
«Если первенство в древности Успенского собора среди сохранившихся памятников древнего московского зодчества еще можно оспорить, то невозможно опровергнуть тот факт, что собор сберег древнейшие на Московской земле образцы монументальной живописи, которые вполне можно считать главной его святыней. Большинство искусствоведов сходятся на том, что фресковые композиции, сохранившиеся в его интерьере, принадлежат кисти самого известного русского иконописца — Преподобного Андрея Рублева», — рассказали в соборе.
В звенигородском соборе хранится зримый подвиг святого. Восточные грани алтарных столпов Успенского собора украшают такие рублевские фрески, как «Явление Ангела преподобному Пахомию Великому» и «Беседа царевича Иоасафа с преподобным Варлаамом». В последней композиции, изображающей убеленного сединами старца и внимающего его наставлениям юного царевича, многие увидели параллель с духовным союзом преподобного Саввы и его духовного сына — князя Юрия.
Фрески долгое время были закрыты иконостасом, пока осенью 1918 года сотрудники Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи не разобрали иконостас и собрали его так, чтобы фрески были открыты для взгляда всех входящих в храм. Тогда же была проведена первая реставрация древней живописи.
К сожалению, большая часть первоначальных композиций собора была сбита в XVIII веке, когда изображения пришли в аварийное состояние из-за продолжительного отсутствия в соборе ремонта, полиняли и потемнели. Люди того времени, не искушенные в художественной ценности фресок и не посвященные в тайны реставрации, решили сбить ветхую и отстающую штукатурку, покрыв потом стены новой росписью.
В 1986 году, в ходе археологических раскопок на прихрамовой территории, в толще земли были обнаружены залежи сбитых фресок, представляющие из себя мелкие осколки. Сейчас они хранятся в собрании Звенигородского музея-заповедника.
Из Звенигородского Успенского собора происходят и три знаменитые иконы — «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», известные всему миру под названием «Звенигородского чина». Их авторство тоже приписывают преподобному Андрею Рублеву. Сейчас они хранятся в коллекции Третьяковской галереи. Иконы были изданы многомиллионными тиражами и входят в число самых выдающихся мировых шедевров.
Сейчас в соборе хранится четвертая икона из этого чина — икона пророка Иоанна Предтечи. Доказано, что доски и фрагменты паволоки на ней идентичны доскам и паволоке на иконах из Третьяковской галереи, но живопись XV века не сохранилась, в XVIII веке первоначальная паволока была сорвана и икона написана заново.
Кроме мощей Преподобного Саввы, в храме находится еще множество частиц мощей христианских святых. Два ковчега, в которых они помещены, стоят рядом с другой бесценной храмовой святыней — фресками преподобного Андрея Рублева.
Известно, что Андрей Рублев был из семьи ремесленников, в юношестве он принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Считается, что при жизни иконописца многие из его икон почитались как чудотворные. На Руси день Андрея Рублева прозвали Наливой, так как обычно к этой дате на полях наливались озимые.
Какие приметы связаны с Днем Преподобного Андрея Рублева?
Ранее REGIONS рассказывал, что реставрацию Успенского собора в Звенигороде признали лучшей в стране.