В сентябре прошлого года в Малиновом овраге Звенигорода на улице Фрунзе появилась новая туристическая локация с гигантским Благовестным колоколом, которую назвали «Нулевой километр Звенигорода».
Благовестник был отлит в Воронеже в 2003 году и весит 35 тонн. После изготовления в 2023 году нового колокола для монастыря, который был отлит как точная копия исторического колокола царя Алексея Михайловича, решили не отправлять старый на переплавку, а установить его в центре Звенигорода как знак славной истории города.
Исторический Благовестный колокол Саввино-Сторожевского монастыря, который отливали и украшали тайными посланиями по приказу царя Алексея Михайловича, был водружен на звонницу обители в 1671 году. Это был уже второй подобный отлитый экземпляр, потому что первый по неизвестным причинам велено было переплавить.
Весил он более 30 тонн, и своего поднятия на колокольню ждал три года. Отливали его лучшие русские мастера под руководством Александра Григорьева. Колокол содержал имена как главы государства, так и его ближайшего окружения. Он издавал звон, равного которому не было. Но вошел этот колокол в историю не только из-за него.
В нижней части колокола был отлит зашифрованный текст, который долгое время не был никому понятен. Символы на нем расположены рядами по всей окружности колокола. По внешней стороне шли надписи в девять строк: верхние шесть на церковнославянском языке — они содержат упоминание всех особ царского семейства с полным их титулом и вселенских патриархов.
«А вот над тем, что зашифровано на трех оставшихся, так и ломают головы. Идея написать их и сам текст принадлежала царю, который пристально следил как за изготовлением колокола, так и за нанесением текста. Алексей Михайлович любил загадки и часто писал шифром замены или числовой тайнописью (менял буквы на цифры), в том числе на государственных бумагах. Учил шифровать сообщения он и своих детей — Софью и Петра», — рассказали сотрудники Звенигородского музея-заповедника.
В зашифрованном отрывке содержится сразу шесть видов тайнописи: в одной из них буквы заменены на другие буквы, а в пяти других вместо них специальные придуманные символы и знаки.
«Ученые предполагают, что таким шифром царь хотел обратиться к Богу на своем секретном языке. Государь не хотел, чтобы весь мир знал о его сокровенных чувствах, потому и зашифровал послание», — отметили музейные работники.
В 1822 году лингвисты подобрали ключ к шифровке, но до конца так никто и не уверен, что составленный текст и есть именно то, что хотел сказать царь.
Строка 1: Изволением всеблагого и всещедрого Бога нашего и заступлением милостивые заступницы пресвятой владычицы нашея Богородицы и за молитв отца нашего.
Строка 2: И милостивого заступника преподобного Саввы чудотворца и по обещанию и повелению раба Христова царя Алексея и от любви своея душевных и от сердечнаго желания.
Строка 3: Слит сей колокол в дом пречистыя Богородицы честного и славнаго ея Рождества и великаго и преподобнаго отца нашего Саввы чудотворца, что в Звенигороде нарицаемый Сторожевский.
К сожалению, в годы Великой Отечественной войны 1941 года этот бронзовый колокол сняли на переплавку, так что в Звенигородском музее-заповеднике сохранились лишь его небольшие фрагменты с несколькими символами. Попытаться расшифровать таинственное послание можно и сейчас. Может, появится новый ответ на вопрос — о чем гласит криптограмма на древнем звенигородском колоколе.
«Четыре осколка колокола находятся в собрании нашего музея, один из них выставлен на экспозиции и содержит фрагмент надписи с датой отливки колокола от Рождества Христова (1667 год) на церковнославянском языке. На трех других осколках надписей нет, один из них — часть ушка, за которое крепился колокол. Также один осколок с тремя рядами текста хранится в Музее колоколов при школе преподобного Сергия Радонежского в усадьбе Свиблово в Москве», — пояснил заместитель директора по научной работе Звенигородского музея-заповедника Дмитрий Седов.
Как известно, Алексей Михайлович с семьей часто бывали в Саввино-Сторожевской обители, она буквально стала духовной резиденцией царской семьи. Почему же именно она?
Это место овеяно разного рода загадками и необъяснимыми событиями. Например, во время Отечественной войны 1812 года французы заняли Саввино-Сторожевскую обитель и стали ее грабить. И вот одному из военачальников, принцу Евгению Богарне, явился основатель монастыря — преподобный Савва — и сказал: если принц запретит своим солдатам бесчинствовать, то вернется домой целым и невредимым. Исполнив повеление старца, Богарне и в самом деле прошел войну без единого ранения и стал горячим почитателем святого Саввы, завещал чтить преподобного и своим детям.
«Саввинская обитель была одной из самых богатых в России, с тех пор как ее покровителем стал царь Алексей Михайлович. А все это была благодарность за спасенную святым Саввой государеву жизнь», — сказали в музее.
По преданию, заблудившись во время охоты, он вышел прямо на медведя. Ничем хорошим эта встреча точно бы не закончилась, если вдруг из-за деревьев не возник монах и не прогнал зверя, после просто растворившись в воздухе, но успев сказать, что он — инок местного монастыря Савва.
Царь пытался разыскать отца Савву и поблагодарить за спасение, но среди насельников монастыря такого не оказалось. Лишь по образу на иконе основателя обители, жившего несколько столетий назад, царь понял, кому он обязан жизнью.
Самой большой царской благодарностью монастырю стал колокол-благовестник, равного которому не было в Русской земле. Его звон был поистине уникальным — глубоким и певучим, радующим слух, долетал он даже до Москвы.
Сейчас звонницу Саввино-Сторожевского монастыря украшает точная копия того царского колокола, услышать который приезжают паломники и туристы во всех уголков России.
«Это реконструкция колокола: 1/3 надписей на нем была восстановлена по фотографии, сделанной с северной стороны, где можно увидеть зашифрованные символы. А на других сторонах надписи выполнены в переводе на славянском языке, так как нет сохранившегося текста с царскими символами», — заключил Дмитрий Седов.
Ранее REGIONS рассказывал, без каких сувениров не стоит туристу уезжать из Звенигорода.